«Художественная студия»

Направленность программы

Дополнительная общеразвивающая программа «Художественная студия» (далее – программа) художественной направленности стартового уровня является модифицированной, составлена на основе программы курса «Изобразительное искусство» под руководством Кузина В.С. и Э.И. Кубышкиной, для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, а также многолетнего художественного опыта педагога.

 Актуальность программы

Творчество - актуальная потребность детства. Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественно-эстетического развития младших школьников, материально-технические условия для реализации которых имеются только на базе учреждения дополнительного образования. Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества школьников через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным.

 Отличительные особенности программы

Отличительные особенности данной образовательной программы заключается в том, что она ориентирована на изучение различных видов изобразительного искусства, и на чередование видов изобразительной деятельности: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование по памяти или представлению, рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, художественное конструирование и дизайн, беседы об изобразительном искусстве. Программа построена на широком использовании оригинальных авторских методик, связанных с включением разнообразных приемов, способствующих систематическому формированию и поддержанию у детей мотивации к творчеству.

преподаватели

Серебрякова Анна Григорьевна - учитель по ИЗО, молодой специалист.

Содержание программы

1. Вводное занятие. Знакомство с материалами, правила безопасности при работе с художественными инструментами. Рисование «автопортрета», иллюстрация к рассказу о себе.

Живопись

2. Три основных цвета и цвета радуги. Изучение основы цветоведения и смешения цветов. Правила работы с гуашью.

3. Природные формы: спираль. Рисование улиток. Техника закрашивания, сочетания цветов, украшения простыми формами.

4. Графические и живописные приемы работы с гуашью. Рассвет, небо, плавный переход.

5. Декоративная работа: росписи. Росписи игрушек. Изучение приемов росписи. Виды русских народных росписей: гжельская, хохломская, городецкая и мезенская росписи.

6. Пейзаж. Понятие пейзаж. Великие пейзажисты России и мира. Изображение осеннего, летнего, зимнего и весеннего пейзажей. Составление колорита картины, композиционные решения, воздушная и линейная перспективы.

7. Натюрморт. Правила рисования предметов на плоскости. Законы линейной и воздушной перспективы, Светотень, композиция, гармония цвета. Понятия: цвет, блик, тень, полутень. Изображение натюрморта по представлению, выполнение этюдов фруктов и овощей с натуры.

8. Рисование животных и птиц. Строение тел животных и птиц, Приемы передачи движения и фактуры. Изображение зимующих птиц( сова, снегирь), домашних животных и диких зверей.

9. Изображение человека. Пропорции лица и тела,

10. Иллюстрирование. Композиции на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. Создание иллюстрации к сказке, рассказу, книге. Линия, пятно, ритм, цвет - выразительные средства композиции.

11. Цветоведение. Основные, составные, дополнительные цвета. Холодные и теплые тона. Понятие контраста, цветового тона и насыщенности. Создание композиции с холодной цветовой гаммой и с теплой цветовой гаммой.

Рисунок

12. Штриховка, тон в рисунке. Знакомство с материалами. Понятия: линия, штрих, тон. Способы работы карандашом. Переход от плоскостного изображения к объемному. Композиционные расположения рисунка на листе бумаги. Знакомство с понятиями

«пропорция», «симметрия», «светотень». Упражнения с нарастанием и ослаблением тона. Рисование животных.

13. Конструктивное рисование. Рисование автомобилей, поездов, самолетов. Элементарные способы конструктивного построения предметов.

14. Рисование с натуры. Зарисовки бытовых предметов, листьев, цветов, овощей, фруктов с натуры. Рисунок натюрморта из двух- трех предметов домашнего обихода или геометрических тел. Наброски фигуры человека с натуры.

Графика

15. Средства графики: Точка, линия, пятно. Изображение енота черной ручкой.

16. Графика и акварель. Сочетание графических материалов. Технология сочетания акварели и цветных карандашей. Акварель как графический и как живописный материал. Рисование фламинго. Рисование пейзажа: небо акварелью.

17. Стилизация, заполнение формы узором. Понятие и приемы стилизации. Декоративное рисование и украшение. Рисование стилизованных животных, морозных узоров, архитектурных элементов.

18. Техника восточной живописи. История восточной живописи, основные принципы и мотивы. Упражнения на постановку мазка. Изображение бамбука, пионов, хризантем, рыб.

Лепка

19. Моделирование формы. Знакомство с материалами для лепки: глиной и пластилином, освоение приемов работы с пластилином (откручивание, отщипывание, раскатывание и др.). Лепка посуды, элементов декора.

20. Лепка животных. Освоение приемов лепки из пластилина, лепка животных по памяти и представлению.

21. Лепка человеческой фигуры. Искусство скульптуры. Ознакомление с произведениями мирового искусства в области скульптуры. Изучение конструкции и пропорций человеческого тела. Лепка фигуры человека. Создание художественного образа.

22. Техника пластилиновой живописи. Техника нанесения пластилина на плоскость, создание декоративных композиций на плоскости. Изучение техники пластилиновой живописи на примере живописи Ван Гога. Сочетание цветов и формы «мазка».

 

Бумагопластика

23. Аппликация. Правила безопасности при работе с ножницами Натюрморт из осенних листьев, изучение понятия «симметрия», приема симметричное вырезание. Вырезание сложных форм. Понятие силуэта.

24. Составление композиции в монохромной гамме, цвете. Создание осеннего пейзажа в технике коллажа. Ознакомление с техникой мозаики. Натюрморт в технике мозаики.

25. Конструирование из бумаги. Композиция из весенних цветов в объеме, Искусство оригами. Развертка.

26. Беседы об изобразительном искусстве. Повторение изученных тем. Закрепление материала . Проведение тематических викторин.

Цели программы

Главная цель программы – обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами.

Результат программы

Личностные:

-воспитание трудолюбия средствами творческой работы;

-воспитание нравственных и морально-волевых качеств учащихся;

-развитие личностного потенциала и творческого мышления;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных способностей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

Метапредметные:

- формирование навыков взаимодействия в группе и в малой группе;

-развитие умения самостоятельно выстраивать план своих действий в определённых условиях;

-развивать интеллектуальные и аналитические способности;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

Особые условия проведения

Возрастные особенности 7-11 лет.

Материально-техническая база

 - интерактивная доска
 - видеоаппаратура;
 - музыкальный центр;
 - мультимедийный проектор;

- наглядный материал (натурный фонд из предметов быта для натюрмортов, гипсовые пособия – геометрические тела, вазы, розетки и т.д.),

- репродукции с картин художников,

- художественно-дидактические таблицы по основным разделам изобразительной грамоты (основы перспективы, цветоведения, приемам рисования с натуры и пр.);

- систематизированные образцы лучших работ учащихся;

- раздаточный материал по темам уроков (наборы открыток, карточек-заданий).