Русский фольклор 5-6 классы

Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, развивает эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию, помогает активизировать самые разнообразные творческие проявления детей.

преподаватели

Акимова Елена Валерьевна - педагог дополнительного образования, учитель музыки.

Содержание программы

Тема 1: «Мир фольклора – мир народной мудрости» (4,5 ч)

Осенняя песня – закличка. Приметы сентября. Песенки-игры. Загадки. Считалки. Пословицы и поговорки. Встреча осени. Песни осенних трудовых обрядов. Народные инструменты (ложки, трещотки). Игровые хороводы. Плясовые песни. Скороговорки. Время и ритм в народных песнях и танцах. Календарные. Хороводные. Плясовые. Колыбельные.

Былина: «Жил Святослав девяносто лет», шуточные песни: «Повадился журавель», «Я с комариком плясала», историческая песня «Офицерик молодой», хороводные песни: «В хороводе были мы», «Во поле березонька стояла», колыбельная песня "За берёзовым пеньком зайка спит под лопухом«.

Тема 2: «Осень – перемен восемь» (13,5 ч)

Приметы октября. Игры. Сказки. Докучная сказка. Загадки. Считалки. Пословицы и поговорки. Молчанка. Скороговорка, Игровой хоровод. Перевертыши. Плясовая песня. Осенние посиделки. Народные инструменты. Характерные интонации песен различных регионов России: Западного, Южного, Урала, Сибири, Севера, Центрального, Поволжья. Приметы народного календаря.

Былина: «О Вольге и Микуле», шуточная песня: " Куплю Маше янтари«, историческая песня «Как за речкою, да за Дарьею», хороводная песня: «со вьюном я хожу», колыбельная песня " Уж, ты, котенька-коток«.

Тема 3: «Здравствуй, гостья Зима!» (10,5 ч)

Предзимье и его приметы. Зимние заклички. Загадки. Считалки, Пословицы и поговорки. Песни. Игры. Хороводы. Колыбельные. Подготовка к Зимним Святкам. Колядки. Песня – игра. Игровой хоровод. Народные инструменты. Загадки. Шутки-прибаутки и небылицы. Скороговорки. Песни святочного гадания. Хороводные. Игровые. Свадебные. Лирические. Приметы народного календаря.

Былина: «Сеча при Кирженце», шуточная песня: «Сидит Дрёма», историческая песня «из-за острова на стрежень», хороводная песня: «Крутись, веретёнце», колыбельная песня "Как на печке, на припечке«.

Тема 4: «Не пугай, зима, весна придет!» (6 ч)

Пословицы и поговорки. Загадки. Колыбельные. Считалки. Скороговорка. Песня – игра. Плясовая песня. Колядки. Зимние поздравительные обходы. Зимние приметы. Святочные игры. Зимние забавы и заклички. Приметы предвесенья. Скороговорки. Загадки. Народные инструменты. Масленица-кривошейка, повстречаем тебя хорошенько!

Былина: «Сказание о невидимом граде Китяже», шуточная песня: «Жил я у барина», историческая песня «Ты, взойди, солнце красное», хороводная песня: «Летели две птички», колыбельная песня: " А у котика-кота была мачеха лиха«.

Тема 5: «Весна – красна нам добра принесла!» (16,5 ч)

Приметы весны. Хороводы. Трудовая. Песни – игры. Загадки. Считалки. Пословицы и поговорки. Скороговорки. Докучная сказка. Перевертыши. Народная мудрость о весне, о труде. Традиционные праздники летнего календаря и их песни. Весенние заклички.

Былина: «Сказание о невидимом граде Китяже», шуточная песня: «Купим мы, бабушка, тебе курочку», историческая песня " Ты, взойди, солнце красное«, хороводная песня: «Со вьюном я хожу», колыбельная песня " Ай, баю, баю, баю".

Цели программы

Цель программы:

– художественно-эстетическое развитие школьников средствами традиционной народной культуры.

Задачи:

Образовательные:

- дать детям начальные представления о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;

- обеспечить знание фольклорного материала, доступного для освоения в детском возрасте;

-обучить вокальным навыкам.

Воспитательные:

- привить бережное отношение к культурным традициям как своего, так и других народов;

-привить навыки сценического поведения.

Развивающие:

- на фольклорной основе формировать и развивать исполнительско – творческие навыки и умения каждого ученика;

- на базе приобретаемых знаний, умений и навыков развивать сферу эстетических чувств и мыслей каждого ребенка.

Результат программы

- Развитие музыкального слуха, голоса, творческого мышления, памяти, воображения, выражать эмоции;

- Приобретение и развитие коммуникативных способностей – активности, сообразительности, умения импровизировать под музыку;

- Овладение основными интонационными навыками и танцевальными движениями для младшего школьного возраста;

- Приобретение и закрепление теоретических знаний и практических умений и навыков для дальнейшего их применения и совершенствования;

- Научиться соблюдать при пении правильную певческую установку, Знать и уметь исполнять различными способами звуковедения, динамическими оттенками, в разных темпах;

- Знать силу своего голоса и уметь правильно ее использовать. Знать правила пения и охраны голоса. Использовать в пении приобретенные певческие умения и навыки.

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

Оборудованный кабинет музыки и актовый зал.