Математическая мозаика (2 год).

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир ребенка, обучение решению математических задач творческого и поискового характера -в этом может помочь кружок «Математическая мозаика»,расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий. Кружок предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание кружка направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески.

преподаватели

Усович Елена Анатольевна - учитель начальных классов, высшая категория.

Птичкина Татьяна Александровна - учитель начальных классов, высшая категория.

Топольскова Ирина Анатольевна - учитель начальных классов, высшая категория.

Содержание программы

Тема 1. Математическая мозаика.

Решение задач. Повторение изученного в 1 классе.

Тема 2. Крестики-нолики

Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 100)

Тема 3. Математические игры

Числа от 1 до 100. Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 100 (с переходом через разряд)».

Тема 4. Прятки с фигурами

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части.

Тема 5. Секреты задач

Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах.

Тема 6. Спичечный» конструктор. Построение конструкций.

Построение конструкции по заданному образцу Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

Конструирование многоугольников из заданных элементов.

Тема 7. Геометрический калейдоскоп

Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. Составление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе.

Тема 8. Числовые головоломки. Танграм.

Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. Доставление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе.

Тема 9. «Шаг в будущее»

Конструкторы: «Спички», «Полимино», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?».

Тема 10. Геометрия вокруг нас

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Тема 11. Магические квадраты

Знакомство с историей и с принципом заполнения магических квадратов.

Построение и решение магических квадратов.

Тема 12.Магические квадраты

Построение и решение магических квадратов. Рассмотрение разных вариантов.

Тема 13. Задачи на переливание

Решение задач, имеющих несколько решений. Нестандартные задачи.

Тема 14. Математическое путешествие

Решение олимпиадных задач.Объяснение решений.

Тема 15.Игры. «Новогодний серпантин»

Математические игры, математические головоломки, занимательные задачи в группе со взаимопроверкой.

Тема 16. Головоломки. «Новогодний серпантин»

Решение математических головоломок.

Тема 17. Математические игры «Вычитание в пределах 1000».

Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000», «Вычитание в пределах 1000».

Тема 18. «Часы нас будят по утрам…»

Определение времени по часам с точностью до часа. Часовой циферблат с подвижными стрелками.

Тема 19. Геометрический калейдоскоп. Конструирование.

Задания на разрезание и составление фигур.

Тема 20. Головоломки с лишними данными

Расшифровка закодированных слов.

Тема 21. Секреты задач

Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. Нестандартные задачи.

Тема 22. Ребусы. «Что скрывает сорока?»

Решение и составление ребусов, содержащих числа: ви3на, 100л, про100р, ко100чка, 40а, 3буна, и100рия и др.

Тема 23. Интеллектуальная разминка

Нахождение площади и периметра нестандартных фигур.

Тема 24. Дважды два — четыре. Математические пирамиды.

Нахождение площади и периметра нестандартных фигур.

Решение нестандартных задач.

Темы 25.Дважды два – четыре. Игра «Не собьюсь»

Решение нестандартных задач.

Тема 26. В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

Тема 27. Интеллектуальная разминка.

Решение математических головоломок, занимательных задач.

Тема 28. Составь квадрат

Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей.

Тема 29. Мир занимательных задач

Решение задач, имеющих несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения.

Тема 30. Мир занимательных задач. Задачи, имеющие несколько решений.

Решение обратных задач и заданий. Задача «о волке, козе и капусте»- работа в паре.

Цели программы

Привитие интереса учащихся к математике, систематизация и углубление знаний по математике.

Результат программы

Личностные универсальные учебные действия

У обучающихся будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

- умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности;

- умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;

- интерес к предметно-исследовательской деятельности, необходимой для решения практических задач.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым способам решения задач;

- осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать этапы выполнения заданий, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

- выполнять учебные действия в устной и письменной речи, во внутреннем плане;

- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых математических фактов и явлений;

- осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия.

- принимать роль в учебном сотрудничестве; адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя.

Обучающийся получит возможность научиться:

- прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;

- проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;

- оценивать правильность выполнения действий и своевременно их корректировать.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;

- анализировать информацию, выбирать способ выполнения задания;

- находить сходства, различи, закономерности, основания для упорядочивания объектов;

- классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп;

- устанавливать зависимости, соотношения между объектами в процессе наблюдения и сравнения;

- формулировать проблему;

- устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.

Обучающийся получит возможность научиться:

- выбирать способ решения логических задач на основе анализа различных вариантов;

- строить логическое рассуждение на основе причинно-следственных связей;

- самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

- принимать участие в совместной работе коллектива;

- вести диалог, работая в группах, парах;

- допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;

- координировать свои действия с действиями партнеров;

- задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;

Обучающийся получит возможность научиться:

- критически относиться к своему и чужому мнению;

- уметь планировать собственную и совместную деятельность;

- принимать самостоятельные решения.

Особые условия проведения

Возрастные ограничения 8-10 лет.

Материально-техническая база

Интерактивная доска.

Цифровые образовательные ресурсы (для учителя) Электронные пособия (для работы с интерактивной доской)

Компакт-диск «Математика 2 класс» (Начальная школа. Уроки КиМ. 1 часть)

Компакт-диск «Математика 2 класс» (Начальная школа. Уроки КиМ. 2 часть)

Компакт-диск «Математика 2 класс» (Начальная школа. Уроки КиМ. 3 часть)

Комплект таблиц для нач. шк. «Математика. Арифметические действия» (14 табл., формат А1, лам.)

Комплект таблиц для нач. шк. «Математика. Величины. Единицы измерения» (20 табл., формат А1, лам.)

Комплект таблиц для нач. шк. «Математика. Задачи» (6 табл., формат А1, лам.)

Комплект таблиц для нач. шк. «Математика. Знакомство с геометрией» (6 табл., формат А1, лам.)

Комплект таблиц для нач. шк. «Математика. Математика вокруг нас» (10 табл, формат А1, лам.)

Комплект таблиц для нач. шк. «Математика. Нумерация» (8 табл., формат А1, лам.)