В мире русского языка (4 год)

Программа данного курса позволяет показать обучаемым, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “В мире русского языка” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Особое внимание на занятиях “В мире русского языка” обращается на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях используются ролевые игры. Кроме того, курс “ В мире русского языка ” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения “ В мире русского языка ” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Необходимость данного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.

преподаватели

Мухина Ирина Львовна - учитель начальных классов, высшая категория.

Шевченко Алла Александровна -  учитель начальных классов, высшая категория.

Мартинович Елена Владимировна - учитель начальных классов, высшая категория.

 

 

Содержание программы

1. Что такое орфоэпия?(1ч.)

2.Что такое фонография или звукозапись? (1ч.)

3. Звуки не буквы! (1ч.)

4. Звучащая строка. (1ч.)

5. Банты и шарфы. (1ч.)

6. «Пигмалион» учит орфоэпии. (1ч.)

7. Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. (1ч.)

8. Имена вещей. (1ч.)

9. О словарях энциклопедических и лингвистических. (1ч.)

10. В царстве смыслов много дорог. (1ч.)

11. Как и почему появляются новые слова? (1ч.)

12. Многозначность слова. (1ч.

13. «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. (1ч.)

14. Об одном и том же- разными словами. (1ч.)

15. Как возникают названия. (1ч.)

16. Слова – антиподы. (1ч.)

17. Фразеологические обороты. (1ч.)

18. Словари «чужих» слов. (1ч.)

19. Капитан и капуста. (1ч.)

20. «Он весь свободы торжество». (1ч.)

21. Мы говорим его стихами. (1ч.)

22. Слова, придуманные писателями. (1ч.)

23. Слова уходящие и слова – новички. (1ч.)

24. Словарь языка Пушкина. (1ч.)

25. Паронимы, или «ошибкоопасные» слова. (1ч.)

26. Какой словарь поможет избежать ошибок? (1ч.)

27. Словарь- грамотей. (1ч.)

28. Научная этимология. (1ч.)

29. Какие бывают имена? Отчество и фамилия (1ч.)

30. Древнерусские имена. (1ч.)

Цели программы

Расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Результат программы

Личностные результаты

· эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

· эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

· чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

· любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

· интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

· интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

· интерес к изучению языка;

· осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

· самостоятельно формулировать тему и цели урока;

· составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

· работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

· в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

· перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

· пользоваться словарями, справочниками;

· осуществлять анализ и синтез;

· устанавливать причинно-следственные связи;

· строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

· высказывать и обосновывать свою точку зрения;

· слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

· задавать вопросы.

Особые условия проведения

Возрастные ограничения 10-11 лет.

Материально-техническая база

Интерактивная доска.

Цифровые образовательные ресурсы (для учителя) Электронные пособия (для работы с интерактивной доской)

Комплект наглядных пособий «Грамматические разборы»

Комплект таблиц «Русский алфавит» (4 табл., формат А1, матовое ламинир.)

Комплект таблиц для нач. шк. «Обучение грамоте. Алфавит в загадках, пословицах» (32 таб., А1, лам.)

Комплект таблиц для нач. шк. «Обучение грамоте. Письмо и развитие речи» (16 таб., А1, лам.)