В мире русского языка (2 год)

Программа данного курса позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “В мире русского языка” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Особое внимание на занятиях “В мире русского языка” обращается на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях используются ролевые игры. Кроме того, курс “ В мире русского языка ” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения “ В мире русского языка ” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Необходимость данного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.

преподаватели

Шпиль Екатерина Сергеевна - учитель начальных классов, высшая категория.

Белова Ирина Евгеньевна -  учитель начальных классов, высшая категория.

Францева Валентина Васильевна - учитель начальных классов, высшая категория.

Содержание программы

1. Как обходились без письма?

Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок».

 2. Древние письмена.

Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы - «священные знаки.

 3. Как возникла наша письменность? 

Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит».

 4 -5. Меня зовут Фонема.

Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница».

 6 - 8. Для всех ли фонем есть буквы?

Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры.

 9 - 10. «Ошибкоопасные» места. 

«Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения.

 11. Тайны фонемы.

Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки».

 12 – 13. Опасные согласные. 

Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов».

 14. На сцене гласные.

Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение». Гласные без хлопот!

 15. «Фонемы повелевают буквами».

Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.

 16. Ваши старые знакомые. Практическое занятие.

Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения.

 17 – 18. Правила о непроизносимых согласных.

Песенки - «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака.

 19 – 20. Волшебное средство – «самоинструкция».

Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт». Краткий пересказ.

 21. Память и грамотность.

Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа.

 22. Строительная работа морфем.

«Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания.

 23. Где же хранятся слова?

Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями.

 24. Поговорим обо всех приставках сразу.

Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-). Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками.

25. Слова – «родственники».

Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения.

 26 – 27. Кто командует корнями?

Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл.

28 – 29. «Не лезьте за словом в карман!»

Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения.

30. «Пересаженные» корни.

Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа с словарём.

Цели программы

Расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Результат программы

Личностные результаты:

· осознавать роль языка и речи в жизни людей;

· эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

· понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

· обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

· определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

· учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

· учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

· находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

· делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

· преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

· оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

· слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

· выразительно читать и пересказывать текст;

· договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

· учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Особые условия проведения

Возрастные ограничения 8-9 лет.

Материально-техническая база

Интерактивная доска.

Цифровые образовательные ресурсы (для учителя) Электронные пособия (для работы с интерактивной доской)

Комплект наглядных пособий «Грамматические разборы»

Комплект таблиц «Русский алфавит» (4 табл., формат А1, матовое ламинир.)

Комплект таблиц для нач. шк. «Обучение грамоте. Алфавит в загадках, пословицах» (32 таб., А1, лам.)

Комплект таблиц для нач. шк. «Обучение грамоте. Письмо и развитие речи» (16 таб., А1, лам.)