В мире русского языка (1 год)

Программа данного курса позволяет показать обучаемым, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики дети могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “В мире русского языка” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Особое внимание на занятиях “В мире русского языка” обращается на задания, направленные на развитие устной и письменной речи обучаемых, на воспитание у них чувства языка. Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с детьми 7-8 лет, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях используются ролевые игры. Кроме того, курс “ В мире русского языка ” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения “ В мире русского языка ” содействуют приобретению и закреплению обучаемых прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Необходимость данного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.

преподаватели

Кудрявцева Елена Александровна - учитель начальных классов, высшая категория.

Степанова Екатерина Юрьевна - учитель начальных классов, высшая категория.

Эпштейн Валентина Юрьевна - учитель начальных классов, высшая категория.

Сажина Эвелина Алексеевна - учитель начальных классов, высшая категория.

Содержание программы

1. В мире безмолвия и неведомых звуков.

Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».

 2. В Страну Слов. Первые встречи.

Игры «Слова - братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова».

З-4 . К тайнам волшебных слов.

Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».

5. Выбор друзей в Стране Слов.

Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе - злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов.

 6. К несметным сокровищам Страны Слов.

Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов. Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов».

7. Чудесные превращения слов.

Сказка А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева.

 8-9. В гости к Алфавиту.

Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я».

Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р».

 10. К тайнам звуков и букв.

Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы».

 11. Встреча с Радугой.

Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника».

12. В Страну Говорящих Скал.

Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова»

13. В глубь веков на Машине времени.

Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов.

14. В Королевстве Ошибок.

Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций.

 15. В Страну Слогов.

Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово».

16. Неожиданная остановка в пути.

Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару». Рассказ учителя о речи.

17. В удивительном городе Неелове.

Работа со словарём. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрёсток».

18-19. Чудеса в Стране Слов.

Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению.

Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова - синонимы.

20. К словам разнообразным, одинаковым, но разным.

Слова - омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка.

21-22. На карнавале слов.

Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова - омофоны. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами - двойниками.

23. В театре близнецов.

Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарём. Шутки - каламбуры.

Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок.

24. Конкурс знающих.

Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «дай толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами.

25. Новое представление.

Инсценировка отрывка из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова - синонимы. Сценка «Твёрдый знак». Игра «Найди друзей».

26. Необычный урок.

Головоломка «Все слова на А». Слова - антонимы. Игра «Угадай - ка!» со словами - антонимами.

27. Следопыты развлекают детей.

«Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов.

28. В Клубе весёлых человечков.

Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы.

29-30. К словам - родственникам. Почему их так назвали? Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино».

31. Экскурсия в прошлое.

Устаревшие слова - архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов.

32. Полёт в будущее. 

Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка «Вгостилёт».

33. Итоговое занятие.

Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синонимами, антонимами, омонимам. Инсценирование рассказов, рассказов.

Цели программы

Расширить, углубить и закрепить у детей младшего школьного возраста знания по русскому языку, показать обучаемым, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Результат программы

Личностные результаты:

•       осознавать роль языка и речи в жизни людей;

•       эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

•        понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

•       высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

•        определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

•       учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

•       учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные:

•       находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

•       делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные:

•       оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

•        слушать и понимать речь других;

•       учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Особые условия проведения

Возрастные особенности 7-8 лет.

Материально-техническая база

Интерактивная доска.

Цифровые образовательные ресурсы (для учителя) Электронные пособия (для работы с интерактивной доской)

 Комплект наглядных пособий «Грамматические разборы»

 Комплект таблиц «Русский алфавит» (4 табл., формат А1, матовое ламинир.)

 Комплект таблиц для нач. шк. «Обучение грамоте. Алфавит в загадках, пословицах» (32 таб., А1, лам.)

 Комплект таблиц для нач. шк. «Обучение грамоте. Письмо и развитие речи» (16 таб., А1, лам.)