Клуб "Родное слово"

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет огромное значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе. Умение дошкольника пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно – залог успешного обучения его в школе. Программа направлена на:

- Совершенствование интонационной выразительности речи, дикции, развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству. 
- Развитие продуктивной деятельности детей, развитие мелкой моторики пальцев и кисти рук.                        

- Развитие интеллектуально-речевых и общих способностей ребенка, сенсорное развитие.
- Развитие игровой деятельности; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Итоговые занятия проходят 1 раз в месяц в детской библиотеке. К занятиям оформляются книжные выставки, составляются списки литературы по теме, готовятся творческие задания (пересказать текст, выучить стихотворение, нарисовать рисунок, сделать мини-книжку). Формы работы Клуба разнообразны: беседы, часы поэзии, литературные викторины и праздники. Постепенно – от простого к сложному, дети знакомятся с литературными жанрами, их особенностями, лучшими произведениями детской литературы, вовлекаются в творческую деятельность: инсценируют стихи и сказки, сочиняют лимерики, загадки, учатся слушать и эмоционально откликаться на литературное слово и поэтический слог. Названия занятий говорят сами за себя: «Откуда приходит слово», «Раскрываем тайну имени», «Крылатые слова», «Путешествие в прошлое книги», «Давайте познакомимся», «Тайна слова», «Загадай загадку мне!», «Сочинение сказочных лимериков»

преподаватели

Учитель - логопед высшей квалификационной категории Валерия Георгиевна Верещагина

Содержание программы

Игровые и занимательные сюжеты заседаний Клуба, которые запланировано еженедельно проводить в течение года, помогут детям старшего дошкольного возраста сделать первые шаги в познании родного языка творческими. Ребёнок станет постепенно маленьким языковедом, что поможет ему в обучении в школе. Дети научатся вслушиваться в звучащее слово. Размышлять над его смыслом и этимологией, анализировать и сопоставлять слова.  Они проведут маленькие научные исследования, цель которых  - выяснить историю образования конкретной единицы языка; познакомятся с переносным значением слов, научатся употреблять в речи фразеологические обороты.  Всё это поспособствует формированию у ребёнка стремления изучать родной язык, развитию точности, яркости и выразительности речи.

Знакомство с происхождением слов, с устаревшими словами, с фразеологическими оборотами, исследование происхождения имён и фамилий разовьёт интерес к истокам народной культуры, дети узнают о неразрывной связи языка с историей народа. До понимания детей доведётся, что язык – наследие многих поколений.

Объем: 36 занятий (1 занятие в неделю продолжительностью не более 25 минут).

Программа рассчитана на один учебный год, проходит с сентября по май.

План итоговых заседаний Клуба (1 раз в месяц):

Сентябрь «Осенины на Руси» - копилка народной мудрости

Октябрь «Дар маленького зёрнышка» - познавательное мероприятие

Ноябрь «Книжный карнавал» - литературный час

Декабрь «Весёлый Новый год» - литературно-творческое путешествие

Январь «Рождественские посиделки» - фольклорный праздник

Февраль «Богатыри земли Русской» - былины

Март «Весенняя капель» - час поэзии

Апрель «Синичкин календарь» - творчество Г. Снегирёва

Май «День славянской письменности» - посвящён Дню письменности

Цели программы

Цель: развитие  коммуникативной функции речи и активизации познавательной деятельности детей.

Задачи:

- развивать словарный запас;                                                         

- развивать грамматический строй речи;

- развивать связную речь;

- развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;

- совершенствовать интонационную выразительность речи;

- способствовать развитию графических навыков;

- формировать навыки самоконтроля и самооценки;

- воспитывать любовь к книге;

- воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

- воспитывать бережное отношение к книге.

Результат программы

Работа с детьми старшего дошкольного возраста в рамках Программы дополнительного образования "Клуб «Родное слово» будет способствовать приобщению детей к книге с раннего возраста, воспитанию творческого читателя и развитию языкового чутья.

Материально-техническая база

Место для заседания Клуба - помещение со столами и стульями по количеству детей. Место для проведения динамической паузы. Учебно-методический комплект для формирования у дошкольников интереса художественной литературе