Программа «ТРИЗ для дошкольников» Способствует формированию у детей творческих способностей, воспитанию творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях действительности.
Включение элементов ТРИЗ и на занятиях по ознакомлению с окружающим позволяет снять эти барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как преодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. В программе представлен примерный учебный – тематический план, перспективный план, педагогический мониторинг усвоения материала. Программа адресована воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, родителям.
Пояснительная записка
Данная программа «ТРИЗ для дошкольников» — это система коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Внедрение рабочей программы не заменять основную образовательную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству. Одним из компонентов креативности является способность личности.
Следует отличать креативный продукт от креативного процесса. Продукт творческого мышления можно оценивать по его оригинальности и по его значению, креативный процесс почувствительности к проблеме, способности к синтезу, способности к воссозданию недостающих деталей,(не следовать по избитому пути), по беглости мысли и т.д.
Проблема развития творчества детей старшего дошкольного возраста на занятиях с окружающим с элементами ТРИЗ, является актуальной в наши дни. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Дети учатся выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия и развиваются «творческие способности» или «креативность».
Педагогическая целесообразность программы в том, что развивая воображение малыш познает окружающий мир и самого себя.
Являясь одной из самых актуальных, проблема развития творческих способностей привлекает внимание ученых разных областей, поскольку связана с вопросами проектирования гибких моделей образовательного пространства, разработки вариативных форм и методов обучения и воспитания, отвечающих образовательным потребностям и возрастным возможностям личности.
Использование ТРИЗ- технологии способствует развитию у детей дошкольного возраста:
- гибкости мышления, умения анализировать и делать выводы, умозаключения;
- преодолевают стереотипность мышления;
- развитию творческого воображения, фантазии;
- воспитанию эмпатийного отношения к окружающему миру, доброты, отзывчивости;
- развитию познавательной активности, проектной и исследовательской деятельности;
- раскрепощению детей на занятиях;
- развитию и воспитанию коммуникативных умений и навыков;
- делают занятия интересными и увлекательными.