РПС

Особенность программы курса «Развитие познавательных способностей» заключается в том, что на занятиях ребёнку предлагаются задания неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников. Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Педагоги

 

Шкорупинская Ольга Владимировна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории; 

Шолева Анастасия Дмитриевна, учитель начальных классов;

Немазаная Анастасия Юрьевна, учитель начальных классов;

Политико Ольга Дмитриевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории;

Васильева Вероника Валерьевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории;

Попова Инна Алексеевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории;

Протасова Ирина Владимировна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории;

Червякова Татьяна Михайловна, учитель начальных классов первой квалификационной категории;

Сафонова Ольга Сергеевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории;

Горелова Ольга Николаевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории;

Дан Марина Михайловна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории;

Закевич Татьяна Евгеньевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории;

Спирикова Валерия Николаевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории;

Турлыкова Римма Вячеславовна, учитель начальных классов первой квалификационной категории;

Говорунова Светлана Сергеевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории;

Седова Василиса Андреевна, учитель начальных классов;

Решетникова Светлана Вячеславовна, учитель начальных классов.

Содержание программы

В данном курсе сделана попытка создания системы учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их на примерах.

В основе построения курса «Развитие познавательных способностей» лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом, основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому появляются хорошие условия для формирования у детей самостоятельности в действиях, способности управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии регулярно проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. Благодаря этому у детей сформируется такое важное качество деятельности и поведения, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач.

В курсе используются задачи разной сложности, и слабые дети могут почувствовать уверенность в своих силах, так как для них можно подобрать задачи, которые они могут решать успешно. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6–10 лет, часть – составлена автором Холодовой О.А.. В процессе выполнения каждого из заданий идет развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них.

Количество часов в год:

1 класс – 33 ч

2 класс – 34 ч

3 класс – 34 ч

4 класс – 34 ч

Цели программы

Цель курса «Развитие познавательных способностей»: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Результат программы

Курс «Развитие познавательных способностей» способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных универсальных учебных действий, умений.

Личностные универсальные учебные действия:

- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметные универсальные учебные действия:

1. Регулятивные универсальные учебные действия:

- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий;

-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради;

- работать по предложенному плану;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

2. Познавательные универсальные учебные действия:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя имеющиеся предметные учебные знания, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);

- находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

3. Коммуникативные универсальные учебные действия:

- уметь доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- читать и пересказывать текст;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные универсальные учебные действия:

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» — «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.

Особые условия проведения

Наиболее подходящей формой проведения занятий является проведение специально выделяемых в сетке школьного расписания уроков. Достоинствами такой формы занятий являются, прежде всего, достаточный объём, регулярность, а также систематичность и целенаправленность.

Занятия могут проводиться как для детей, имеющих различные проблемы в обучении, так и для детей смотивированных на обучение.

Учащимся предлагаются рабочие тетради, в которые могут быть использованы для работы группы учащихся под руководством педагога.

Материально-техническая база

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

1 класс:

• Холодова О.А. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6 - 7 лет)/ Методическое пособие, 1 класс + Программа курса «РПС». - М.: РОСТ, 2014. - 270 с.;

• Холодова О.А. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6 - 7 лет): Рабочие тетради: В 2 - х частях. - М.: РОСТ, 2014. - 56 с.;

2 класс:

• Холодова О.А. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7 - 8 лет)/ Методическое пособие, 2 класс. Курс «РПС». - М.: РОСТ, 2014. - 276 с.;

• Холодова О.А. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7 - 8 лет): Рабочие тетради: В 2 - х частях. - М.: РОСТ, 2012. - 56 с.;

3 класс:

• Холодова О.А. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8 — 9 лет)/ Методическое пособие, 3 класс. - М.: РОСТ, 2014. - 244 с.;

• Холодова О.А. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8 - 9 лет): Рабочие тетради: В 2 - х частях. - М.: Росткнига, 2014. - 64 с.;

4 класс:

• Холодова О.А. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9 - 10 лет)/ Методическое пособие, 4 класс. Курс «РПС». - М.: РОСТ, 2014. - 220 с.;

• Холодова О.А. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9 - 10 лет): Рабочие тетради: В 2 - х частях. - М.: РОСТ, 2014. - 64 с..