Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть и, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
преподаватели
Шкорупинская Ольга Владимировна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории;
Шолева Анастасия Дмитриевна, учитель начальных классов;
Немазаная Анастасия Юрьевна, учитель начальных классов;
Политико Ольга Дмитриевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории;
Васильева Вероника Валерьевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории;
Попова Инна Алексеевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории;
Протасова Ирина Владимировна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории;
Червякова Татьяна Михайловна, учитель начальных классов первой квалификационной категории;
Сафонова Ольга Сергеевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории;
Горелова Ольга Николаевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории;
Дан Марина Михайловна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории;
Закевич Татьяна Евгеньевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории;
Спирикова Валерия Николаевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории;
Турлыкова Римма Вячеславовна, учитель начальных классов первой квалификационной категории;
Говорунова Светлана Сергеевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории;
Седова Василиса Андреевна, учитель начальных классов;
Решетникова Светлана Вячеславовна, учитель начальных классов.
Содержание программы
Материал учебного курса «Речь» представлен в программе следующими содержательными линиями:
- Слово
- Предложение и словосочетание
- Текст
- Культура общения
Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса.
Занятия построены следующим образом:
1) Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
2) Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
3) Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)
4) Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.
Количество часов в год:
1 класс – 33 ч
2 класс – 34 ч
3 класс – 34 ч
4 класс – 34 ч
Цели программы
Цель занятий, проводимых по программе «Речь», - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Результат программы
Личностные результаты у учащегося будут сформированы:
• понимание важности нового социального статуса «ученик»;
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятие образа «хорошего ученика», как активного участника процесса обучения;
• понимание нравственных норм, закреплённых в языке народа (на уровне, соответствующем возрасту);
• адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем;
• осознание языка как основного средства общения людей.
Учащийся получит возможность для формирования:
• восприятия русского языка как основной, главной части культуры русского народа, культуры России; осознания своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям, истории своего народа, своей семьи;
• познавательной мотивации, интереса к русскому языку как к родному;
• осознания слова, как средства языка, богатства и разнообразия слов и их значений в русском языке; внимания к мелодичности народной звучащей речи;
• понимания здоровьесберегающих аспектов жизни (режим дня, зарядка физическая и умственная, добрые отношения с природой, с людьми).
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащийся научится:
- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
Учащийся получит возможность научиться:
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- составлять план.
Познавательные
Учащийся научится:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать не-большие тексты.
Учащийся получит возможность научиться:
- определять общие цели и пути их достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в сов-местной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
- овладеть начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета.
Коммуникативные
Учащийся научится:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или не-большого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и обще-ния и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Учащийся получит возможность научиться:
- включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активности, в стремлении высказываться;
- слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- аргументировано выражать свое мнение;
- совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта;
- оказывать помощь товарищу в случаях затруднений;
- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
Предметные
Учащийся научится:
- определять роль речи в жизни людей;
- формировать навыки выразительной речи.
Учащийся получит возможность научиться:
- применять на практике правила красивой, правильной речи, составленные на уроке вместе с учителем;
- применять правило выразительной речи (четко, правильно соблюдая интонацию).
Особые условия проведения
Задачами курса являются:
- обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся
- формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.
Занятия выстроены следующим образом:
1. Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
2.Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
3.Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и так далее).
Важнейшей особенностью курса, представленной в данной программе, является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.
Вторую особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного (начиняя с 1-го) класса формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников.
Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения: с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей реализуется деятельностный подход к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им.
Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей раз-витых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство, поскольку отметки не ставятся.
Материально-техническая база
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Книгопечатная продукция:
1. Методическое пособие серии «Юным умникам и умницам. Спецкурс «Речь. Школа раз-вития речи» 1, 2, 3, 4 классы. Автор – Т.Н.Соколова Москва «РОСТкнига» 2019 г
Учебники
Рабочая тетрадь «Школа развития речи» 1, 2, 3, 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – Москва «РОСТкнига» 2019г.
Учебное оборудование:
1. Компьютер, мультимедийный проектор.
2. Ресурсы интернета.