Речь

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть и, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

Педагоги

 

Шкорупинская Ольга Владимировна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории; 

Шолева Анастасия Дмитриевна, учитель начальных классов;

Немазаная Анастасия Юрьевна, учитель начальных классов;

Политико Ольга Дмитриевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории;

Васильева Вероника Валерьевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории;

Попова Инна Алексеевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории;

Протасова Ирина Владимировна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории;

Червякова Татьяна Михайловна, учитель начальных классов первой квалификационной категории;

Сафонова Ольга Сергеевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории;

Горелова Ольга Николаевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории;

Дан Марина Михайловна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории;

Закевич Татьяна Евгеньевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории;

Спирикова Валерия Николаевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории;

Турлыкова Римма Вячеславовна, учитель начальных классов первой квалификационной категории;

Говорунова Светлана Сергеевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории;

Седова Василиса Андреевна, учитель начальных классов;

Решетникова Светлана Вячеславовна, учитель начальных классов.

Содержание программы

Материал учебного курса «Речь» представлен в программе следующими содержательными линиями:

  • Слово
  • Предложение и словосочетание
  • Текст
  • Культура общения

Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса.

Занятия построены следующим образом:

1) Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.

2) Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

3) Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)

4) Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.

Количество часов в год:

1 класс – 33 ч

2 класс – 34 ч

3 класс – 34 ч

4 класс – 34 ч

Цели программы

Цель занятий, проводимых по программе «Речь», - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Результат программы

Личностные результаты у учащегося будут сформированы:

• понимание важности нового социального статуса «ученик»;

• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятие образа «хорошего ученика», как активного участника процесса обучения;

• понимание нравственных норм, закреплённых в языке народа (на уровне, соответствующем возрасту);

• адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем;

• осознание языка как основного средства общения людей.

Учащийся получит возможность для формирования:

• восприятия русского языка как основной, главной части культуры русского народа, культуры России; осознания своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям, истории своего народа, своей семьи;

• познавательной мотивации, интереса к русскому языку как к родному;

• осознания слова, как средства языка, богатства и разнообразия слов и их значений в русском языке; внимания к мелодичности народной звучащей речи;

• понимания здоровьесберегающих аспектов жизни (режим дня, зарядка физическая и умственная, добрые отношения с природой, с людьми).

Метапредметные результаты

Регулятивные

Учащийся научится:

  • определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

Учащийся получит возможность научиться:

  • учиться работать по предложенному учителем плану;
  • составлять план.

Познавательные

Учащийся научится:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать не-большие тексты.

Учащийся получит возможность научиться:

  • определять общие цели и пути их достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в сов-местной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
  • овладеть начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета;
  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета.

Коммуникативные

Учащийся научится:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или не-большого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и обще-ния и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Учащийся получит возможность научиться:

  • включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активности, в стремлении высказываться;
  • слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • аргументировано выражать свое мнение;
  • совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта;
  • оказывать помощь товарищу в случаях затруднений;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

Предметные

Учащийся научится:

  • определять роль речи в жизни людей;
  • формировать навыки выразительной речи.

Учащийся получит возможность научиться:

  • применять на практике правила красивой, правильной речи, составленные на уроке вместе с учителем;
  • применять правило выразительной речи (четко, правильно соблюдая интонацию).

 

 

 

Особые условия проведения

Задачами курса являются:

  • обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
  • создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся
  • формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.

Занятия выстроены следующим образом:

1. Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.

2.Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

3.Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и так далее).

Важнейшей особенностью курса, представленной в данной программе, является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.

Вторую особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного (начиняя с 1-го) класса формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников.

Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения: с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей реализуется деятельностный подход к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им.

Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей раз-витых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство, поскольку отметки не ставятся.

Материально-техническая база

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Книгопечатная продукция:

1. Методическое пособие серии «Юным умникам и умницам. Спецкурс «Речь. Школа раз-вития речи» 1, 2, 3, 4 классы. Автор – Т.Н.Соколова Москва «РОСТкнига» 2019 г

Учебники

Рабочая тетрадь «Школа развития речи» 1, 2, 3, 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – Москва «РОСТкнига» 2019г.

Учебное оборудование:

1. Компьютер, мультимедийный проектор.

2. Ресурсы интернета.