Обучение чтению

Программа рассчитана на один год обучения и предназначена детям подготовительной к школе группы, возраст 6-7 лет

Продолжительность занятий 1 раз в неделю по 30 минут.

.Требования к уровню подготовки детей к концу года

Обучающие должны уметь:

*достаточно отчетливо и ясно произносить слова; выделять из слов звуки, находить слова

с определенным звуком, определять место звука в слове;

* соблюдать орфоэпические нормы произношения;

* владеть понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение»;

* свободно читать слоги и трёхбуквенные слова, плавно читать по слогам;

* правильно согласовывать слова в предложении;

* понимать смысл прочитанного;

* составлять предложения с заданным словом, на заданную тему, заканчивать

предложение нужным по смыслу словом и т.п.;

*ориентироваться на странице книги;

* правильно использовать предлоги;

* правильно произносить звуки.

 На протяжении всех занятий педагог знакомит дошкольников в игровой и доступной форме. Изучают звуки и буквы русского языка. Каждое изучение звука и буквы может быть использована как самостоятельное занятие, так и как часть занятия. 

Фактическое место реализации программы: https://yandex.by/MAPS/10754/serpuhov/house/moskovskoye_shosse_62/Z04YcgdoSUwDQFtufXVycH1kbQ==/?l=stv%2Csta&ll=37.402597%2C54.924331&z=14

 

преподаватели

Гуриева Оксана Валерьевна

Содержание программы

 

 Речь письменная и устная. Звуки речи. Слова, слоги. Диагностика.

 Гласный звук IаI,; буква А, а

 Гласный звук, IуI; буква У, у

 Гласный звук IоI, буква О,о 

Закрепление букв А. О, У. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке. Печатание букв.

 Согласные звуки IмI, IмI; буквы М 

7. Согласные звуки IсI , IсI; буквы С.

Закрепление букв М,С. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке. Печатание слогов.

Учимся соединять буквы А,У. 

 Чтение буквы, чтение слогов. УА,АУ.

Соединяем буквы, читаем слоги. АМ,УМ, УА,АУ. 

Соединяем буквы, читаем слоги. АС,УС,ОС. Определение слогов в словах.

Учимся соединять буквы МА,МУ

Читаем слитно СА, СУ,СО,МА,МУ,МО,АС,ОС,УС,АМ,ОМ,УМ. Определение слогов в словах Звуковой анализ слогов. Деление слов на слоги, определение слогов в словах

Предложение. Деление предложения на слова. Выкладывание слов: сам, сама

 Согласные звуки IхI, IхI; буквы Х, х. Чтение слогов и слов. Звуковой анализ слова: МУХА. Составление предложений со словом СУХО. Печатание слогов

Согласные звуки IрI, IрI; буквы Р, р. Заглавные буквы, слова с этими буквами. Печатание слогов. Согласный звук IшI, всегда твердый ; буквы Ш, ш. Составление предложений из трех слов. Печатание слогов

 Дифференциация звуков и букв С,Ш Чтение и составление слогов по разрезной азбуке

Гласный звук IыI; буква ы. В русском языке нет слов, которые начинаются на Ы. Звуковой анализ слов МИШКА, МЫШКА. Печатание слогов

 Согласные звуки IлI, IлI; буквы Л, л. Точка. Схема предложений. Точка. Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Печатание слогов; стр25.

 Дифференциация звуков и букв Л,Р .Чтение и составление слогов по разрезной азбуке

Согласные звуки IнI, IнI; буквы Н, н. Звуковой анализ слов. Ударный слог. Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту

 Согласные звуки IкI, IкI; буквы К, к. Закрепление написания больших букв в именах, начале предложений. 

Согласные звуки IтI, IтI; буквы Т, т. Закрепить умение называть слова с заданным звуком и буквой, вычленять словесное ударение, определять его место в словах. Печатание слогов

Гласный звук IиI; буквы И, и. Звуковой анализ слогов МЫ-МИ, РЫ-РИ, СЫ-СИ, ТЫ-ТИ. Учить составлять предложения со словом И. Печатание слогов

Согласные звуки IпI, IпI; буквы П,п. Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Печатание слогов

Согласные звуки IзI, Iз I; буквы З, з. Закрепить умение называть слова с заданным звуком и буквой, вычленять словесное ударение, определять его место в словах. Печатание слогов

 Согласные звуки звонкие и глухие. Дифференциация звуков и букв З,С

 Согласный звук IйI; буквы Й, й. Совершенствовать навыки чтения. Учить придумывать слова по заданной звуковой модели. Печатание слогов

.Согласные звуки IгI, IгI; буквы Г, г. Работа с предложением. Вопросительные предложения. Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Печатание слогов

Согласные звуки IвI, IвI; буквы В, в. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке. Печатание слогов.

Согласные звуки IдI, IдI; буквы Д, Сопоставление звуков и букв Д-Т. Закрепление понятий слог, слово, предложение. Печатание слогов

 Согласные звуки IбI, IбI; буквы Б, б. Печатание слогов.

 Дифференциация звуков и букв Б-П. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке;

Согласный звук IжI; буквы Ж, ж. Сопоставление звуков и букв . Познакомить с правилом написания сочетания – ЖИ. Печатание слогов

 Дифференциация звуков и букв Ж,З,Ш. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке;

 

Буквы Е, е. Звуковой анализ слов с буквой Е. Печатание слогов

 Буква Ь. Буква Ь - показатель мягкости в конце слога или слова.

Работа с разрезной азбукой: ЕЛ-ЕЛЬ,УГОЛ-УГОЛЬ. Учить называть слова. определенной структуры.

Печатание слов

Буквы Я, я. Звуковой анализ слов с буквой Я. Анализ слогов с буквой Я: МА-МЯ, ЛА-ЛЯ, БА-БЯ. Печатание слогов;стр68.

 Чтение текстов с буквой Я

 Буквы Ю, ю. Анализ слогов с буквой Ю: ТУ-ТЮ, СУ-СЮ, ДУ-ДЮ. Печатание слогов

 Буквы Ё, ё. Звуковой анализ слов с буквой Е. Печатание слогов

 Дифференциация звуков и букв Е-Е. Чтение текста

 Мягкий согласный звук IчI; буквы Ч, ч. Звуковой анализ слов. Печатание слогов

 Дифференциация звуков и букв Ч,Ш,С,Ть. Чтение текста

 

 Гласный звук IэI; буквы Э, э. Закрепить умение составлять предложения с предлогами (в, на. за и др.). Печатание слогов

 Согласный звук IцI; буквы Ц, ц. Печатание слогов

Дифференциация звуков и букв Ц,Ч,С. Чтение текста

Согласные звуки IфI, IфI; буквы Ф, ф. Печатание слогов

 Согласный звук IщI; буквы Щ, щ. Дифференциация звуков и букв Щ,Ч,С. Чтение текста

 Буква Ъ. Буква Ъ – показатель твердости. Печатание слогов; Алфавит.

 

Цели программы

Цель программы: подготовить дошкольников к обучению, познакомить с буквами, как знаками записи известных им звуков, научить читать, не вступая в противоречие с методами школьного обучения.

Результат программы

Обучающие должны уметь:

*достаточно отчетливо и ясно произносить слова; выделять из слов звуки, находить слова

с определенным звуком, определять место звука в слове;

* соблюдать орфоэпические нормы произношения;

* владеть понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение»;

* свободно читать слоги и трёхбуквенные слова, плавно читать по слогам;

* правильно согласовывать слова в предложении;

* понимать смысл прочитанного;

* составлять предложения с заданным словом, на заданную тему, заканчивать

предложение нужным по смыслу словом и т.п.;

*ориентироваться на странице книги;

* правильно использовать предлоги;

* правильно произносить звуки.

 

Особые условия проведения

На протяжении всех занятий педагог знакомит дошкольников в игровой и доступной форме. Изучают звуки и буквы русского языка. Каждое изучение звука и буквы может быть использована как самостоятельное занятие, так и как часть занятия.

Реализуется следующая схема проведения занятия:

- прорабатываются упражнения для губ или язычка;

- уточняется правильность произношения звука;

- описывается звук;

- игра со звуком;

- рассматриваются раскрашенные картинки на определённую букву;

- знакомство с новой буквой;

- читается стихотворение о букве;

- работа с кассой букв;

- определение место звука в слове

- физминутка

- чтение

- работа в тетради

Примечание:

* Структуру занятий можно менять (корректировать) в зависимости от материала;

* Подводя итоги, педагог спрашивает: «Что мы сегодня узнали нового на занятии? Что понравилось больше всего?» Отметить работу всех и каждого ребёнка в отдельности только с положительной стороны. Можно рассказать, чем дети будут заниматься на следующем занятии.

Занятия носят интегрированный характер, каждое из которых включает в себя программные задачи из разных образовательных областей:

·  Образовательная область «ФЦКМ» - систематизации знаний об окружающем;

·  Образовательная область «Физическая культура» - формирования потребности в двигательной активности;

·  Образовательная область «Художественное творчество» - развития детского творчества;

На занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Во время занятий широко применяются игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты.

Материально-техническая база

Занятия по реализации данной программы проводятся в групповой комнате. Дидактический наглядный материал, игрушки и игры на занятиях предъявляются в соответствии с возрастными требованиями, особенностями психофизического развития детей. Учебная зона групповой комнаты укомплектована необходимым количеством мебели, соответствующей числу детей, посещающих занятия, меловой и магнитной  и интерактивной доской.