Программа рассчитана на один год обучения и предназначена детям подготовительной к школе группы, возраст 6-7 лет
Продолжительность занятий 1 раз в неделю по 30 минут.
.Требования к уровню подготовки детей к концу года
Обучающие должны уметь:
*достаточно отчетливо и ясно произносить слова; выделять из слов звуки, находить слова
с определенным звуком, определять место звука в слове;
* соблюдать орфоэпические нормы произношения;
* владеть понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение»;
* свободно читать слоги и трёхбуквенные слова, плавно читать по слогам;
* правильно согласовывать слова в предложении;
* понимать смысл прочитанного;
* составлять предложения с заданным словом, на заданную тему, заканчивать
предложение нужным по смыслу словом и т.п.;
*ориентироваться на странице книги;
* правильно использовать предлоги;
* правильно произносить звуки.
На протяжении всех занятий педагог знакомит дошкольников в игровой и доступной форме. Изучают звуки и буквы русского языка. Каждое изучение звука и буквы может быть использована как самостоятельное занятие, так и как часть занятия.
Фактическое место реализации программы: https://yandex.by/MAPS/10754/serpuhov/house/moskovskoye_shosse_62/Z04YcgdoSUwDQFtufXVycH1kbQ==/?l=stv%2Csta&ll=37.402597%2C54.924331&z=14
преподаватели
Гуриева Оксана Валерьевна
Содержание программы
Речь письменная и устная. Звуки речи. Слова, слоги. Диагностика.
Гласный звук IаI,; буква А, а
Гласный звук, IуI; буква У, у
Гласный звук IоI, буква О,о
Закрепление букв А. О, У. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке. Печатание букв.
Согласные звуки IмI, IмI; буквы М
7. Согласные звуки IсI , IсI; буквы С.
Закрепление букв М,С. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке. Печатание слогов.
Учимся соединять буквы А,У.
Чтение буквы, чтение слогов. УА,АУ.
Соединяем буквы, читаем слоги. АМ,УМ, УА,АУ.
Соединяем буквы, читаем слоги. АС,УС,ОС. Определение слогов в словах.
Учимся соединять буквы МА,МУ
Читаем слитно СА, СУ,СО,МА,МУ,МО,АС,ОС,УС,АМ,ОМ,УМ. Определение слогов в словах Звуковой анализ слогов. Деление слов на слоги, определение слогов в словах
Предложение. Деление предложения на слова. Выкладывание слов: сам, сама
Согласные звуки IхI, IхI; буквы Х, х. Чтение слогов и слов. Звуковой анализ слова: МУХА. Составление предложений со словом СУХО. Печатание слогов
Согласные звуки IрI, IрI; буквы Р, р. Заглавные буквы, слова с этими буквами. Печатание слогов. Согласный звук IшI, всегда твердый ; буквы Ш, ш. Составление предложений из трех слов. Печатание слогов
Дифференциация звуков и букв С,Ш Чтение и составление слогов по разрезной азбуке
Гласный звук IыI; буква ы. В русском языке нет слов, которые начинаются на Ы. Звуковой анализ слов МИШКА, МЫШКА. Печатание слогов
Согласные звуки IлI, IлI; буквы Л, л. Точка. Схема предложений. Точка. Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Печатание слогов; стр25.
Дифференциация звуков и букв Л,Р .Чтение и составление слогов по разрезной азбуке
Согласные звуки IнI, IнI; буквы Н, н. Звуковой анализ слов. Ударный слог. Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту
Согласные звуки IкI, IкI; буквы К, к. Закрепление написания больших букв в именах, начале предложений.
Согласные звуки IтI, IтI; буквы Т, т. Закрепить умение называть слова с заданным звуком и буквой, вычленять словесное ударение, определять его место в словах. Печатание слогов
Гласный звук IиI; буквы И, и. Звуковой анализ слогов МЫ-МИ, РЫ-РИ, СЫ-СИ, ТЫ-ТИ. Учить составлять предложения со словом И. Печатание слогов
Согласные звуки IпI, IпI; буквы П,п. Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Печатание слогов
Согласные звуки IзI, Iз I; буквы З, з. Закрепить умение называть слова с заданным звуком и буквой, вычленять словесное ударение, определять его место в словах. Печатание слогов
Согласные звуки звонкие и глухие. Дифференциация звуков и букв З,С
Согласный звук IйI; буквы Й, й. Совершенствовать навыки чтения. Учить придумывать слова по заданной звуковой модели. Печатание слогов
.Согласные звуки IгI, IгI; буквы Г, г. Работа с предложением. Вопросительные предложения. Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Печатание слогов
Согласные звуки IвI, IвI; буквы В, в. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке. Печатание слогов.
Согласные звуки IдI, IдI; буквы Д, Сопоставление звуков и букв Д-Т. Закрепление понятий слог, слово, предложение. Печатание слогов
Согласные звуки IбI, IбI; буквы Б, б. Печатание слогов.
Дифференциация звуков и букв Б-П. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке;
Согласный звук IжI; буквы Ж, ж. Сопоставление звуков и букв . Познакомить с правилом написания сочетания – ЖИ. Печатание слогов
Дифференциация звуков и букв Ж,З,Ш. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке;
Буквы Е, е. Звуковой анализ слов с буквой Е. Печатание слогов
Буква Ь. Буква Ь - показатель мягкости в конце слога или слова.
Работа с разрезной азбукой: ЕЛ-ЕЛЬ,УГОЛ-УГОЛЬ. Учить называть слова. определенной структуры.
Печатание слов
Буквы Я, я. Звуковой анализ слов с буквой Я. Анализ слогов с буквой Я: МА-МЯ, ЛА-ЛЯ, БА-БЯ. Печатание слогов;стр68.
Чтение текстов с буквой Я
Буквы Ю, ю. Анализ слогов с буквой Ю: ТУ-ТЮ, СУ-СЮ, ДУ-ДЮ. Печатание слогов
Буквы Ё, ё. Звуковой анализ слов с буквой Е. Печатание слогов
Дифференциация звуков и букв Е-Е. Чтение текста
Мягкий согласный звук IчI; буквы Ч, ч. Звуковой анализ слов. Печатание слогов
Дифференциация звуков и букв Ч,Ш,С,Ть. Чтение текста
Гласный звук IэI; буквы Э, э. Закрепить умение составлять предложения с предлогами (в, на. за и др.). Печатание слогов
Согласный звук IцI; буквы Ц, ц. Печатание слогов
Дифференциация звуков и букв Ц,Ч,С. Чтение текста
Согласные звуки IфI, IфI; буквы Ф, ф. Печатание слогов
Согласный звук IщI; буквы Щ, щ. Дифференциация звуков и букв Щ,Ч,С. Чтение текста
Буква Ъ. Буква Ъ – показатель твердости. Печатание слогов; Алфавит.
Цели программы
Цель программы: подготовить дошкольников к обучению, познакомить с буквами, как знаками записи известных им звуков, научить читать, не вступая в противоречие с методами школьного обучения.
Результат программы
Обучающие должны уметь:
*достаточно отчетливо и ясно произносить слова; выделять из слов звуки, находить слова
с определенным звуком, определять место звука в слове;
* соблюдать орфоэпические нормы произношения;
* владеть понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение»;
* свободно читать слоги и трёхбуквенные слова, плавно читать по слогам;
* правильно согласовывать слова в предложении;
* понимать смысл прочитанного;
* составлять предложения с заданным словом, на заданную тему, заканчивать
предложение нужным по смыслу словом и т.п.;
*ориентироваться на странице книги;
* правильно использовать предлоги;
* правильно произносить звуки.
Особые условия проведения
На протяжении всех занятий педагог знакомит дошкольников в игровой и доступной форме. Изучают звуки и буквы русского языка. Каждое изучение звука и буквы может быть использована как самостоятельное занятие, так и как часть занятия.
Реализуется следующая схема проведения занятия:
- прорабатываются упражнения для губ или язычка;
- уточняется правильность произношения звука;
- описывается звук;
- игра со звуком;
- рассматриваются раскрашенные картинки на определённую букву;
- знакомство с новой буквой;
- читается стихотворение о букве;
- работа с кассой букв;
- определение место звука в слове
- физминутка
- чтение
- работа в тетради
Примечание:
* Структуру занятий можно менять (корректировать) в зависимости от материала;
* Подводя итоги, педагог спрашивает: «Что мы сегодня узнали нового на занятии? Что понравилось больше всего?» Отметить работу всех и каждого ребёнка в отдельности только с положительной стороны. Можно рассказать, чем дети будут заниматься на следующем занятии.
Занятия носят интегрированный характер, каждое из которых включает в себя программные задачи из разных образовательных областей:
· Образовательная область «ФЦКМ» - систематизации знаний об окружающем;
· Образовательная область «Физическая культура» - формирования потребности в двигательной активности;
· Образовательная область «Художественное творчество» - развития детского творчества;
На занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Во время занятий широко применяются игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты.
Материально-техническая база
Занятия по реализации данной программы проводятся в групповой комнате. Дидактический наглядный материал, игрушки и игры на занятиях предъявляются в соответствии с возрастными требованиями, особенностями психофизического развития детей. Учебная зона групповой комнаты укомплектована необходимым количеством мебели, соответствующей числу детей, посещающих занятия, меловой и магнитной и интерактивной доской.