Программа предназначена для обучающихся 5-8 классов и предусматривает получение знаний, умений и навыков, необходимых для участия в соревнованиях и путешествиях, спортивному ориентированию и получения звания «Юный турист». В содержание курса входят аспекты различных знаний из предметов естественнонаучного цикла и ОБЖ, которые систематизируют знания и способствуют у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности человека.Формирует у обучающихся простейшие туристские навыки по пешеходному туризму, обеспечивает безопасные походы, развивает экологическое мировоззрение и дает первичные знания в области безопасности жизнедеятельности. Физическая нагрузка, связанная с систематическими движениями на свежем воздухе в любую погоду, оказывает благоприятное влияние на нервную систему и весь организм. Данная программа является вводным курсом.
Программа «Юный турист» имеет объем 36 часов. Срок освоения программы – 1 год. Основными методами обучения являются устное изложение материала (рассказ, объяснение, лекция), беседа, показ, упражнение и самостоятельная работа. Программа имеет стартовый уровень и предполагает преподавание основ общей безопасности, основ военно-спортивной подготовки, стрельбы, строевой подготовки, обучение технике чтения топографических и спортивных карт, нормы поведения в экстремальной обстановке, основы автономного существования.
Минимальный возраст детей, начинающих заниматься по данной программе – 11 лет.
Наполняемость группы составляет 10-15 человек.
По программе «Юный турист» могут заниматься учащиеся с хорошим физическим развитием, не имеющие медицинских противопоказаний.
Особенностями организации образовательного процесса являются:
- занятия по индивидуальным учебным планам;
- ориентирована на индивидуально-личностный подход;
Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу. Всего 36 часов в год.
Планируемые результаты:
Будет знать:
- правила дорожного движения; особенности жизнеобеспечения.
-правила безопасного поведения на природе; меры пожарной безопасности;
- основные правила безопасности на природе и проезжих частях;
-рекомендации по соблюдению мер безопасности при внештатных ситуациях;
-оказание первой доврачебной помощи;
-правила пользования специальным снаряжением;
- краеведческие возможности родного края;
- основы обороны государства и военной службы;
- боевые традиции Вооруженных Сил России, государственные и военные символы Российской Федерации;
- основы строевой подготовки.
Будет уметь:
- использовать туристское снаряжение;
- вязать туристские узлы;
- читать карту;
- выполнять основные действия, связанные с будущим прохождением воинской службы (строевые приемы, воинское приветствие, неполная разборка и сборка автомата Калашникова, стрельба из автомата и т.д.).
Будет иметь представление о:
-пользовании туристским снаряжением;
-сезонных опасностях и избегании непредвиденных ситуаций на природе;
- способах и средствах спасения пострадавших;
- обеспечении личной безопасности;
- прохождении военной службы.
Будут развиты:
- образное мышление при возникновении внештатной ситуации;
-умение анализировать ситуацию;
- навыки работы в команде;
В начале учебного года определяется уровень развития обучающихся и их способности в форме беседы и тестирования. В течение всего учебного года определяется степень усвоения учащимися учебного материала, их готовность к восприятию нового, выявление отстающих и опережающих обучение с помощью контрольных занятий (соревнований) и самостоятельных работ.В конце полугодия определяется степень усвоения учебного материала и результаты обучения из участия в городских соревнованиях и внутришкольных конкурсах. В конце учебного года определяется уровень развития обучающихся, ориентирование на дальнейшее обучение, подведение итогов пройденного материала с помощью участия в зачетном соревновании.
Задачи первого года обучения:
-Дать всем детям первоначальную теоритическую подготовку, выявить их склонности и способности.
- Способствовать эстетическому развитию и самоопределению ребенка.
- Привить интерес к занятиям, любовь к природе и родному краю.
- Дать представление о спортивном туризме и спортивном ориентировании.
- Воспитать культуры поведения и общения.
- Воспитать умение работать в коллективе.
- Развить психические и познавательные процессы: память, внимание, мышление, воображение