"Словесник"

В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не включены в программу средней школы. Например, определение микротем, ключевых выражений, определения главной и второстепенной информации, формирование умения абзацного членения текста. Поэтому необходим специальный дополнительный курс, основной целью которого является подготовка учащихся к новой форме сдачи экзамена (ОГЭ) и преодоление трудностей в изучении русского языка.

 

Достаточно высокая степень научности (опора на вузовские учебники, специальную литературу) должна обеспечить условия для осознанного усвоения трудных вопросов орфографии, поскольку разговор об уже известных правилах ведется на качественно новом уровне. В ходе работы не просто перечисляются вопросы и даются ответы на них, а описываются отдельные трудности русской орфографии и пунктуации на фоне общей системы русского правописания.

 

Кроме этого данный курс направлен на организацию систематичной работы над пониманием текста и способами его выражения, а также практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного монологического высказывания.

преподаватели

Озерова Наталья Владиславовна

Расписание

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.

Каждый вторник в 17:15.

Количество учебных недель в период обучения – 35 недель

Общее количество часов в год — 35 часа.

Содержание программы

Раздел 1. Вводное занятие.

Вводное занятие. Цели и задачи факультатива. Ознакомление с содержанием и инструкцией по выполнению ОГЭ в новой форме.

Раздел 2. Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе.

 Раздел 3. Сжатое изложение. Основные приѐмы компрессии текста. Алгоритм написания изложения. Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Разбор текста. Составление плана. Выделение микротем. Абзацное членение. Подготовка рабочих материалов к изложению. Особенности сжатого изложения. Подготовка к написанию сжатого изложения. Обучение приемам компрессии текста. Отработка приѐмов сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение.

Раздел 4. Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания. Структура сочинения на лингвистическую тему. Учимся формулировать тезис. Учимся аргументировать и делать вывод.

 Раздел 5. Сочинение-рассуждение по тексту. Критерии оценивания сочинения-рассуждения. Учимся формулировать тезис. Учимся аргументировать и писать вывод рассуждения.

 Раздел 6. Сочинение-рассуждение на заданную тему. Умение сформулировать толкование слова. Учимся находить аргумент по содержанию исходного текста. Как аргументировать, опираясь на жизненный опыт. Вывод в сочинении.

 Раздел 7. Работа с заданиями тестовой части. Понимание текста. Целостность текста. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексический анализ слова. Повторение по теме «Морфология». Выразительно-изобразительные средства языка. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Словосочетание. Грамматическая основа предложения. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном и сложном бессоюзном предложении. Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения.

Раздел 8. Повторение и обобщение. Рекомендации учителя по проведению ОГЭ. Практическое занятие. Итоговое занятие занятие.

Цели программы

Повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, развитие связной речи, обеспечение подготовки учащихся 9 класса к прохождению итоговой аттестации по русскому языку.

Результат программы

В результате обучения по данной программе каждый учащийся должен знать:

  1. Изложение. Виды изложений. Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого изложения и его анализ. Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка.
    Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования.
  2. Композиция, логическая, грамматическая структура текста. Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке.
  3. Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.
  4. Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические. Адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения.
  5. Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста.
  6. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения.
  7. Композиция сочинения-рассуждения на морально-этическую тему: тезис – аргументы – вывод. Средства межфразовой связи.

 

В результате обучения по данной программе каждый учащийся должен уметь:

  1. письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста);
  2. извлечение информации из различных источников;
  3. работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать его смысл (без возможности
  4. обратиться за консультацией к учителю);
  5. как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении;
  6. создание текста в соответствии с заданной темой и функционально- смысловым типом речи;
  7. написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему;
  8. четко следовать инструкциям, сопровождающим задание;
  9. выполнять различные типы тестовых заданий;
  10. самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
  11. хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
  12. правильно отмечать в бланке вариант ответа;
  13. писать сочинение-рассуждение
  14. сокращать текст изложения.

Особые условия проведения

Иметь дома доступ в интернет для выполнения заданий онлайн

Материально-техническая база

-наличие освещенного кабинета со столами и стульями;

- компьютер, принтер, мультимедийный видеопроектор;

-диктофон;

-справочники;

-словари;

-методические пособия.

Занятия поводятся в помещении, соответствующем требованиям СанПиН 2.4.4.3172-14.