Юный эколог

Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по-новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.Ребёнок чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.

Объединение «Юный эколог» имеет естественнонаучную направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Программа представляет собой инструмент введения ребенка 11 – 15 лет в мир экологии, растений и животных на основе исследований. 

Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.

преподаватели

Овчаренко Светлана Викторовна, учитель высшей категории, ее ученики являются победителями экологических конкурсов и конференций различного уровня.

Содержание программы

1. Введение (2ч)

Виды загрязнений. Физические, химические, биологические и механические загрязнения. Понятие о веществах-загрязнителях окружающей среды. Хемосфера. Классификация веществ по влиянию на организм человека. Трансформации веществ-загрязнителей в экосистемах. Классификация загрязнений по пространственному распределению и по источникам возникновения. Токсичность. Стандарты качества окружающей среды.

2. Химические элементы в биосфере (4 ч)

Классификация химических элементов. Биогенные и второстепенные химические элементы. Макро- и микроэлементы. Причины и признаки недостатка в организме человека некоторых элементов. Биогеохимические циклы. Циклы газообразных веществ. Осадочные циклы. Круговорот азота в биосфере. Роль микроорганизмов в круговороте азота. Круговорот углерода и кислорода в природе.

Практическая работа1. Качественное обнаружение катионов тяжелых металлов в воде.

3. Экологические проблемы атмосферы (9 ч)

Строение и состав атмосферы. Парниковый эффект как многофакторное явление. Парниковые газы. Второстепенные компоненты атмосферы, их характеристики и источники. Последствия парникового эффекта. Роль мирового сообщества в решении экологических проблем атмосферы.

Озоновый щит и озоновая дыра. Свойства озона. Цикл озона. Причины истончения озонового щита. Пути решения экологических проблем, связанных с сохранением озонового щита.

Вещества – загрязнители тропосферы. Оксиды серы и азота. Естественные и антропогенные источники этих оксидов. Кислотные дожди. Влияние кислотных дождей на биосферу. Фотохимический смог. Роль оксидов азота, озона, угарного газа, углеводородов и альдегидов в образовании фотохимического смога.

Практическая работа 2. Изучение кислотности осадков. (Анализ динамики изменения кислотности осадков в течение года при помощи бумажных индикаторов или рН-метра.)

Практическая работа 3. Исследование воздуха на содержание твердых примесей. (Оценка воздуха на наличие твердых частиц визуально и при помощи микроскопа.)

4.Экологические проблемы гидросферы (9 ч)

Химический состав воды Мирового океана. Чистая и загрязненная вода. Сточные воды. Первичная, вторичная и третичная обработка сточных вод. Химические способы удаления загрязнений.

Синтетические поверхностно-активные вещества как загрязнители гидросферы. Источники диоксинового загрязнения воды.

Практическая работа 4. Определение содержания ионов водорода в воде: рН-фактор воды. (Исследование различных проб воды при помощи бумажных индикаторов или рН-метра).

Практическая работа 5. Определение общей жесткости воды. (Применение мыльного раствора для определения жесткости воды из различных источников.)

Практическая работа 6. Определение аммиака и ионов аммония в воде.

Экскурсия на очистные сооружения.

5.Экологические проблемы литосферы (6 ч)

Пестициды. Классификация пестицидов по химическому составу. Комплексная система защиты растений как альтернатива пестицидам. Удобрения органические и неорганические. Нитраты и нитриты. Их влияние на организм человека.

Практическая работа 7. Определение относительного количества почвенных нитратов. (Данный метод используют для обнаружения нитрат-ионов в листьях капусты, моркови, картофеля или какого-либо дикорастущего растения при помощи раствора дифениламина в серной кислоте.)

Практическая работа 8. Определение тяжелых металлов в почве. (Обнаружение ионов меди Cu2+ и свинца Pb2+ при помощи качественных реакций.)

6. Экологический мониторинг (4 ч)

Задачи экологического мониторинга. Химические и биологические методы анализа. Химические методы контроля.

Практическая работа 9. Оценка загрязнения воздуха по состоянию хвои сосны. (Исследование хвоинок сосны предыдущего года, взятых в разных местах, по их усыханию и образованию некрозов.)

Цели программы

Воспитать  ответственное и бережное отношение к природе.

Результат программы

Должны уметь:

- устанавливать причинно-следственные связи между хозяйственной деятельностью человека и последствиями, которые она за собой влечет;

- выдвигать гипотезы путей выхода из сложившихся экологических ситуаций и прогнозировать их;

- проанализировав текст задачи, предложить различные варианты ее решения;

- грамотно проводить химические эксперименты экологической направленности;

- наблюдать, анализировать и обобщать полученные данные.

Должны знать:

- основные виды загрязнений окружающей среды;

- классификацию химических элементов и их круговороты в биосфере;

- основные экологические проблемы атмосферы, гидросферы, литосферы;

- о веществах-загрязнителях и последствиях их действия на биосферу и живые организмы;

- об основных видах мониторинга загрязнений окружающей среды.

Полученные знания позволят:

- развить интерес учащихся к химическим знаниям;

- сформировать понимание единой картины мира;

- развить познавательную активность и самостоятельность учащихся;

- сформировать личность, максимально адаптированную в социуме.

Внеурочная деятельность по химии предусматри­вает организацию лабораторных работ, решение экспериментальных и расчетных задач.

Особые условия проведения

Предлагаемые в программе виды деятельности являются целесообразными для детей 11 – 15 лет, так как учтены психологические особенности их возраста, уровень умений и навыков учащихся, а содержание отображает познавательный интерес данного возраста.

Материально-техническая база

1. Спецализированное помещение.

2. Дидактические материалы: схемы, таблицы, раздаточный материал.

3. Техническое оснащение: мультимедийный проектор, экран, компьютер.

4. Химическое оборудование.

5. Химические реактивы.