Основы оказания первой медицинской помощи

· Познавательная компетенция (знания основ первой помощи при угрожающих состояниях, овладение опытом самопознания);

· информационная компетентность (способность работать с различными источниками информации, проводить поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача);

· коммуникативная компетентность (владение способами презентации себя и своей деятельности, уметь принимать и передавать необходимую информацию);

· социокультурная компетентность (соблюдение норм поведения в окружающей среде, умение работать в коллективе; способность действовать в социуме с учётом позиций других людей);

продуктивная компетентность (умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них).

• оказывать первую медицинскую помощь в различных ситуациях.

- постепенное выстраивание собственного целостного мировоззрения;

- учиться признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир, возможность их изменения; учиться осознанно уточнять и корректировать свои взгляды и личностные позиции по мере расширения своего жизненного опыта;

- приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям;

- учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью;

- знание основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;

- реализация установок здорового образа жизни.

- самостоятельно ставить личностно-необходимые учебные и жизненные задачи и определять, какие знания необходимо приобрести для их решения;

- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

- толерантно строить свои отношения с людьми иных позиций и интересов, находить компромиссы;

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих;

- соблюдение правил работы с медицинским оборудованием.

- использование медицинских знаний в быту.

 

преподаватели

Никитина Лилия Сергеевна, учитель биологии. Высшая квалификация.

Расписание

С сентября по декабрь: пн 15:00-16:00

                                     чт 15:00-16:00

Содержание программы

 Понятие о первой помощи. Первая помощь, перечень состояний, при которых оказывается первая помощь; перечень мероприятий по ее оказанию; основные правила вызова скорой медицинской помощи, других специальных служб, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь; соблюдение правил личной безопасности при оказании первой помощи; современные наборы средств и устройств для оказания первой помощи (автомобильная аптечка первой помощи); общая последовательность действий на месте происшествия с наличием пострадавших; основные факторы, угрожающие жизни и здоровью при оказании первой помощи, пути их устранения. Отработка вызова скорой медицинской помощи, других специальных служб, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь;

- отработка навыков определения сознания у пострадавшего;

- решение ситуационных задач о принципах оказания первой помощи.

 Понятие о кровотечениях и ранах; понятие основных способов временной остановки наружных кровотечений. Раны и их виды, первая помощь. Кровотечения. Виды кровотечений и их характерные признаки. Способы временной остановки наружного кровотечения: пальцевое прижатие артерии, наложение кровоостанавливающего жгута, максимальное сгибание конечности в суставе, прямое давление на рану, наложение давящей повязки; оказание первой помощи при носовом кровотечении.

Практические работы – 5 часа:

- наложение давящей повязки;

- кровоостанавливающего жгута, жгута-закрутки;

- решение практических ситуационных задач.

Понятие о переломах, вывихах. Понятие об иммобилизации. Понятие об основных принципах оказания первой помощи при переломах, вывихах. Переломы и вывихи, признаки переломов костей. Основные принципы транспортной иммобилизации. Виды шин. Транспортная иммобилизация подручными средствами при повреждении нижних и верхних конечностей. Травмы позвоночника.- провести иммобилизацию костей плеча, предплечья, голени и бедра шинами, изготовленными из подручных средств;

- наложение шины при открытом переломе костей голени;

- решение ситуационных задач.

 Понятие об ожогах; понятие о видах ожогов; понятие о степенях ожогов; понятие об обморожении; понятие первой помощи в зависимости от степени обморожения. Понятие «Ожог». Классификация и степени ожога. Способы определения площади ожоговой поверхности и степени ожога. Доврачебная помощь при термических и химических ожогах. Понятие обморожения. Причины и факторы, способствующие обморожениям. Классификация обморожений. Первая помощь в полевых и домашних условиях.

- обработка и наложение асептической повязки на область ожога I и II степени;

- техника наложения теплоизолирующей повязки;

Понятие о травме и её видах. Понятие о правилах транспортировки пострадавших. Травмы головы, оказание первой помощи. Особенности ранений волосистой части головы. Травмы груди; особенности наложения повязок при травме груди. Травмы живота, основные проявления, оказание первой помощи; закрытая травма живота с признаками внутреннего кровотечения; особенности наложения повязок на рану при выпадении внутренних органов брюшной полости. Правила транспортировки пострадавших. Принципы очерёдности транспортировки при массовых травмах.

Практические работы – 6 часов:

- наложение спиральной повязки при переломе ребер;

- транспортировка пострадавшего при открытой и закрытой травме живота;

- отработка наложения герметизирующей повязки при ранении грудной клетки;

- транспортировка пострадавших с переломом позвоночника и костей таза;

- отработка приемов фиксации шейного отдела позвоночника;

- транспортировка пострадавших при отсутствии подручных средств (одни человеком, несколькими людьми).

 Признаки жизни и смерти. Оказание первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения. Способы проверки сознания, дыхания и кровообращения. Методы проведения ИВЛ: «рот ко рту», «рот в нос». Показания и противопоказания ЗМС. Современный алгоритм проведения сердечно – легочной реанимации (СЛР); ошибки и осложнения, возникающие при выполнении реанимационных мероприятий; прекращения СЛР; особенности СЛР у детей; порядок оказания первой помощи при частичном и полном нарушении проходимости верхних дыхательных путей, вызванном

- отработка навыков определения сознания у пострадавшего;

- отработка приемов восстановления проходимости дыхательных путей;

- техника проведения ИВЛ методом "рот ко рту«;

- техника проведения сердечно – легочной реанимации 1-м и 2-я спасателями;

- отработка приемов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей пострадавшего.

 

 

Усвоить правила наложения перечисленных повязок:

- на голову – «шапочка», «чепец», "8-образная«;

- на область сустава – «сходящаяся» и «расходящаяся»; "8-образная«;

- на верхний плечевой пояс – «Дезо», "спиральная«;

- на глаза – «монокулярная», "бинокулярная".

 

 

Цели программы

- научить правилам первой доврачебной помощи;

- научить бережно и осознанно относиться к своему здоровью.

Результат программы

Обучающиеся будут:

- классифицировать травмы в зависимости от воздействия внешних факторов;

- классифицировать виды кровотечений, механических травм, ожогов, электротравм по признакам;

- составлять алгоритм оказания первой помощи при кровотечении, ушибе, растяжении, ожоге, обморожении;

- применять алгоритм оказания первой помощи на практических занятиях;

- использовать подручные средства для оказания первой помощи;

- составлять аптечку первой помощи;

- оказывать само- и взаимопомощь в зависимости от конкретной ситуации.

 

Особые условия проведения

В процессе преподавания используются разнообразные формы и методы: объяснение и рассказ, показ видео фильмов, деловые игры, решение проблемных производственных ситуаций и другие.

особенностью программы является то, что в процессе изучения теоретических знаний обучающиеся расширят и углубят знания о строении и функциях организма, на практических занятиях будет предоставлена возможность выполнять лечебные манипуляции. Овладение теоретическими и практическими навыками предполагает активную самостоятельную работу обучающихся.

Материально-техническая база

1. модель "Строение уха";

2. модель "Строение глаза";

3. плакат "Строение желудка";

4. модель "Строение печени";

5. плакат головы.

6. плакат ягодицы.

7. плакат предплечья.

8. тонометры.

Технические средства обучения: компьютер, экран, мультимедиапроектор; принтер.

Программное обеспечение: ОС MS Windows, пакет MS Office, браузеры (Opera, Internet Explorer), Internet.

Слайдовые презентации:

- кровотечения;

- переломы и вывихи;

- отморожения;

- ожоги;

- исследование артериального пульса;

- раны;

- виды медицинской помощи;

- десмургия;

- основы реанимационных мероприятий.

Плакаты и стенды:

- строение дыхательной системы;

- пищеварительная система;

- первая помощь при термических и химических ожогах, термических травмах;

- способы переноски пострадавших;

- сердечно – легочная реанимация;

- первая помощь при травмах опорно – двигательной системы.

 

В процессе преподавания используются разнообразные формы и методы: объяснение и рассказ, показ видео фильмов, деловые игры, решение проблемных производственных ситуаций и другие.