Очумелые ручки

Направленность. Программа «Очумелые ручки» является программой художественной направленности. В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Актуальность программы.  Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

Новизна программы. Видеть красоту предметов декоративно-прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка? В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».

Педагогическая целесообразность. В наше время, в век развивающихся информационных технологий  требуется от личности развития таких качеств, как умение концентрироваться, рациональное мышление, практичности характера. Дети стали много времени проводить за компьютером, телефоном,  меньше общаются с природой, становясь менее отзывчивыми, разговорчивыми, поэтому развитие творческой личности в школе должно быть не только практическим, но и духовным. Занятия в кружке позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время учащихся.

Отличительные особенности. Содержание программы позволяет максимально разнообразить творческую деятельность учащихся и не повторяет имеющиеся школьный урок технологии. Программа раскрывает перед ребёнком многогранные возможности декоративно-прикладного творчества; приобщает к большому и разнообразному миру искусства; удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские качества.

Работа в кружке «Очумелые ручки» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей. Работа в кружке планируется так, чтобы она не дублировала программный материал по уроку технологии, а чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с природным материалом, пластилином, бумагой, нитками Мулине и пряжей для вязания. Работа кружка будет организовываться с учётом опыта детей и их возрастных особенностей.

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Педагоги

Мацькова Ольга Викторовна, учитель начальных классов

Содержание программы

Раздел I. Вводное занятие.

Тема 1. Инструкции по тех безопасности на занятии (см.приложение №1).

Раздел II. Работа с природными материалами

Тема 1. Поделки из крылаток клена «Стрекозы».

Тема 2. Аппликация из крылаток лена «Астры».

Тема 3. Аппликация из листьев «Осенний пейзаж».

Тема 4. Объемные розы из листьев клёна.

Тема 5. Поделки из шишек и желудей.

Раздел III. Работа с пластилином. Пластилинография.

Тема 1. Изделие из пластилина «Барашек».

Тема 2. Аппликация из пластилина «Осеннее дерево».

Тема 3. Рисование пластилином.

Тема 4. Разрезание смешанного пластилина «Малахитовая шкатулка».

Тема 5. Изделие из пластилина «Гроздь рябины».

Тема 6. Торцевание на пластилине «Цветок для мамы».

Тема 7. Коллективная работа «Аппликация из пластилиновых шариков «Снегири на дереве»».

Тема 8. Коллективная работа «Аппликация из пластилиновых шариков «Подводный мир»».

Раздел IV. Необычное рисование.

Тема 1. Рисование пучком ватных палочек «Дерево».

Тема 2. Набрызги по трафарету.

Тема 3. Техника тычкование.

Тема 4. Рисование мятой бумагой.

Тема 5. Кляксография.

Тема 6. Рисование мыльными пузырями.

Раздел V. Работа с бумагой

Тема 1. Элементы квилинга. Снежинка в технике квилинг.

Тема 2. Аппликация в технике квилинг.

Тема 3. Обрывная аппликация.

Тема 4. Торцевание гофрированной бумагой на картоне.

Тема 5. Изготовление открытки с использованием салфеток.

Тема 6. Аппликации из полосок бумаги «Рыбка».

Тема 7. Мозаичная аппликация.

Тема 8. Изготовление открытки по чертежу.

Раздел VI. Работа с нитками

Тема 1. Вышивание. Простые виды стежков.

Тема 2. Вышивание картины по контуру.

Тема 3. Оформление вышитой картины по краю.

Тема 4. Аппликация с использованием ниток.

Тема 5. Вязание крючком. Цепочка из воздушных петель.

Тема 6. Аппликация из связанных цепочек.

Тема 7. Вязание крючком. Столбик без накида.

Тема 8. Вязание шарфика.

Цели программы

Цель программы.

Формирование у детей базовых знаний в области декоративно-прикладного творчества и создание условий для социализации в будущей жизни.

Результат программы

Ожидаемые результаты освоения программы на конец года:

Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки воспитанника является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата.

На конец года ребёнок будет

знать:

- правила техники безопасности на занятии;

- требования к организации рабочего места;

- название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла), контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приспособлений (шаблон, булавки) и правила безопасной работы с ними;

- что такое деталь (составная часть изделия);

- что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;

- основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, виды материалов;

- последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

- способы разметки: сгибание и по шаблону;

- способы соединения с помощью клея ПВА, проволоки, ниток;

- виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и её варианты.

уметь:

- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);

- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;

- различать материалы по их назначению;

- различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных

изделий;

- читать простейший чертёж (эскиз);

- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и её вариантами;

- безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);

- выполнять правила культурного поведения в общественных местах;

- выполнять посильные действия при решении экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения – речь, этикет и т.д.)

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

Материально-техническая база:

- наличие светлого и просторного кабинета для занятий, удобной мебели;

- необходимые материалы и инструменты: цветная бумага, цветной картон, ножницы клей, пластилин, нитки Мулине, пряжа, гофрированная бумага приобретаются родителями.

Методическое и дидактическое обеспечение:

- наглядно-теоретическая база в виде пособий, иллюстраций;

- дидактический и раздаточный материал

Видео

[ "" ]