Биология как наука

Общеразвивающая программа эколого-биологической направленности. Программа ориентирована на комплексное непрерывное образование в области науки о жизни — биологии в образовательных учреждениях.

            Программа включает все разделы и вопросы по биологии, необходимые для сдачи вступительного экзамена в ВУЗы сельскохозяйственного, медицинского, ветеринарного и биологического профиля.. Кроме того, освоение теоретического материала следует совмещать с лабораторными  и практическими работами.

преподаватели

Кулькова Татьяна Валерьевна

Содержание программы

Раздел 1. Высшие растения.

            Общая характеристика высших растений. Систематика. Ботаника (фитология) как наука о растениях. Выход растений на сушу. Отделы древнейших высших растений. Псилофиты. Пути приспособительной эволюции высших растений. Эволюция жизненного цикла. Морфология и анатомия растений. Растительные ткани. Простые и сложные ткани. Функциональная классификация тканей: образовательные (меристемы), покровные (защитные), основные (паренхима), механические (арматурные), выделительные (секреторные) и проводящие. Строение и функции. Древесина (ксилема) и луб (флоэма) как примеры сложных тканей. Стелярная теория. Вегетативные органы растений. Первичное и вторичное строение корня. Зоны корня. Корневые волоски. Механизм движения питательных веществ. Симпласт и апопласт. Типы корневых систем. Разнообразие и метаморфозы корней. Общая характеристика побега и стебля. Морфология. Понятие о жизненных формах растений. Первичное и вторичное строение стебля. Транспорт воды и питательных веществ по стеблю. Морфология и анатомия листа как бокового элемента побега. Метаморфозы стебля и листа. Вегетативное размножение растений. Отдел Моховидные. Общая характеристика. Антоцеротовые, печеночники и собственно мхи. Маршанция. Зеленые мхи. Строение и размножение кукушкина льна. Сфагнум, строение и размножение. Экология. Образование торфа. Происхождение моховидных. Отдел Плауновидные. Строение и размножение плауна. Селагинелла как пример разноспорового плауновидного. Экология и значение. Происхождение и ископаемые остатки плаунообразных. Отдел Хвощевидные. Строение и размножение хвоща. Экология и значение. Происхождение хвощеобразных. Ископаемые разноспоровые представители. Отдел Псилотовидные. Общая характеристика. Псилот и тмезиптерис. Отдел Папоротникообразные. Общая характеристика. Экология и жизненные формы папоротников. Ископаемые остатки. Принципы классификации папоротников. Равно- и разноспоровые представители. Щитовник мужской и кочедыжник женский. Строение и размножение. Водные папоротники: сальвиния, марсилея. Значение. Общая характеристика семенных растений. Гипотезы происхождения семени.

            Морфология семян. Семена с эндоспермом, периспермом, без запасных тканей. Крыловидные выросты и ариллусы на семенах. Условия прорастания семян. Надземное и подземное прорастание.

            Отдел Голосеменные. Общая характеристика. Принципы классификации. Класс Саговниковые. Общая характеристика. Распространение. Представители.

            Класс гинкговые. Общая характеристика. Ископаемые формы. Гинкго двулопастное — единственный современный вид. Класс гнетовые. Общая характеристика.  Класс хвойные. Общая характеристика. Особенности строения мужских и женских стробилов. Размножение хвойных (на примере сосны и ели). Хвойные, используемые в озеленении. Многообразие современных хвойных: семейства араукариевых, сосновых, кипарисовых, таксодиевых, тиссовых, подокарповых, головчатотиссовых.

            Отдел Покрытосеменные, или Цветковые. Общая характеристика. Разнообразие культурных растений и их использование человеком. Морфология цветка. Околоцветник, чашечка и венчик. Андроцей. Гинецей.

            Морфология соцветий. Спорогенез и гаметогенез. Формирование пыльцевых зерен и зародышевого мешка. Опыление. Способы. Использование биотических агентов. Двойное оплодотворение, открытое С. Г. Навашиным. Его биологический смысл.

            Принципы классификации плодов. Распространение плодов и семян. Происхождение цветка. Принципы, используемые в систематике цветковых.

            Семейства двудольных растений: магнолиевых, нимфейных (кувшинковых), лютиковых, барбарисовых, кактусовых, гвоздичных, березовых, ивовых, вересковых, крестоцветных, тутовых, крапивных, розоцветных, бобовых, зонтичных, пасленовых, норичниковых, губоцветных, бурачниковых, сложноцветных, водокрасовых, ирисовых.

            Семейства однодольных растений: лилейных, орхидных, осоковых, злаковых, пальмовых, ароидных, рясковых, рогозовых. Число видов и родов, распространение, жизненные формы, вегетативные органы (корень, стебель, листья), цветок, соцветие, плоды и семена, представители, практическое значение.

 

            Раздел 2. Введение в зоологию.

Значение и экология животных. Различия растений и животных. Краткая история зоологии. Принципы классификации животного мира. Типы симметрии животных: вращательная (центральная, осевая, лучевая, или радиальная, двулучевая, билатеральная), метамерия (поступательная), поступательно-вращательная, асимметрия. Жизненные формы животных: шаровидные, зонтиковидные, ежеобразные, палочковидные, торпедообразные и др. Признаки многоклеточных животных. Гипотезы их происхождения: гастреи, планулы, фагоцителлы, целлюлярная.

 

 

            

 

 

Цели программы

знакомство обучающихся с историей и современным этапом развития биологии, ее разделами и методами исследований, проблемами и перспективами для формирования комплексных эколого-биологических знаний и их реализации в разных областях научной и практической деятельности.

Результат программы

строение и жизнедеятельность растений, животных и человека, основные группы живых организмов, принципы их классификации; уметь различать фоновые виды древесных и травянистых растений Подмосковья (около 100 видов), групп беспозвоночных животных (некоторых насекомых - до вида), виды позвоночных животных (особенно амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих), владеть навыками экспедиционной работы в полном объеме.

После прохождения второго года обучения обучающиеся должны знать: основные методы современной биологии, главнейшие понятия, закономерности и законы, касающиеся строения, жизни и развития растительного, животного и человеческого организмов, развития живой природы; должны уметь обосновывать выводы, оперировать понятиями при объяснении явлений природы с привлечением примеров из практики (сельского хозяйства, промышленности, здравоохранения), владеть навыками работы с лабораторным оборудованием, съемки живых объектов с помощью фотоаппаратуры в ходе выездов и экскурсий.

Материально-техническая база

компьютер, проектор,колонки, микроскоп, лабораторные материалы, раздаточный материал