Час психологии

Программа рассматривает вопросы, относящиеся к самопознанию, самосовершенствованию. Учащиеся получают возможность обучаться широкому ряду личностных и социальных навыков и приложению этих навыков к конкретным ситуациям. Изучая методики и стратегии, учащиеся могут отработать эти умения в практической части курса на различных упражнениях. Темы, рассматриваемые в рамках данного курса, сочетаются таким образом, что полученные учащимися теоретические знания дополняются элементами психологического тренинга, ролевыми играми, анализом ситуаций, получением обратной связи.

Педагоги

Пахолкина Инна Александровна

Содержание программы

Рабочая программа состоит из 5-ти разделов:

Основы социальной психологии.
Психология общения.
Основы конфликтологии.
Стресс.
Технология успеха.
Тема 1. Диагностика. Знакомство. (2 часа)

- Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий. Знакомство. Проведение диагностики. Диагностический комплекс:

Тест уверенности в себе (Е.Е. Ромек)
Тест на определение самооценки (самооценка по Будасси).
Тест оценки коммуникативных умений.
РАЗДЕЛ 1. Основы социальной психологии. (6 часов)

Тема 2. Процесс социализации. Виды групп. Лидерство. Типы лидеров.

Понятие “социальная психология”, “процесс социализации”; формирование представлений о социальных ролях и социальных нормах, видах социальных групп. Понятие “лидерство”. Тест на определение качеств лидера: “Хозяин своей судьбы”. Типы лидеров, осознание школьниками своих способностей к лидерству. Практическое упражнение: “Узел”.

Тема 3. Стили управления коллективом. Авторитет лидера.

Стили управления коллективом; развитие представлений об авторитете лидера. 

Тема 4. Распределение ролей в коллективе.

Формирование представлений о распределении ролей в коллективе,  о возможностях изменения статуса членов коллектива.

Тема 5. Ролевая игра “Предвыборная кампания”.

Развитие у учащихся лидерских способностей, навыков социальной наблюдательности.

Тема 6.Стадии развития коллектива.

Этапы формирования коллектива и их особенности.  

РАЗДЕЛ 2. Психология общения. (12 часов)

Тема 1. Общение. Функции общения.

Понятие “общение”, функции общения, формы общения, оценка возросшей значимости роли общения. Тест “Приятный ли вы собеседник?”. 

Тема 2. Виды влияния. Манипулирование.

Виды и цели влияния. Манипулирование, как один из видов конструктивной коммуникации, анализ его проявлений в поведении, причин, заставляющих людей использовать его во взаимодействии с людьми. Развитие навыков распознавания приемов манипулирования, способов противостояния манипулятору.

Тема 3. Практическое занятие “Характеристика влияния”.

Получение практического опыта встречи с различными видами влияния, развитие умения выявлять их особенности и характеристики (конструктивность и неконструктивность). Тест “Манипулятор”.

Тема 4. Умение слушать. Виды слушания. Техника активного слушания.

Демонстрация учащимся важности умения слушать для эффективной коммуникации. Развитие умения молчать, слушать, ставить себя на место другого человека. Знакомство с видами слушания и их особенностями. Освоение учащимися техник активного слушания, анализ их особенностей, развитие представлений об их правильном использовании. Практическая часть: упражнения “Шеренга”, “Надзиратели и заключенные”, “Слепой и поводырь”, “Рулет”, “Иностранец и переводчик”. Тест: “Умеете ли вы слушать?”

Тема 5. Невербальное общение. Межличностное пространство. Мимика, жесты, позы.

Понятие “невербальное общение”, выявление преимуществ понимания “языка” невербального общения. Понятие “межличностное пространство”, формирование представлений о дистанциях общения и их особенностях. Изучение приемов невербальной коммуникации, развитие представлений об интерпретации невербальных сигналов в общении, интерпретация поз. Практическая часть: тест “Понимаете ли вы язык мимики и жестов?”, упражнение “Установление дистанции”.

Тема 6. Деловое общение. Деловая беседа.

Понятие “деловое общение”, “деловая беседа”, изучение фаз ведения деловой беседы, выявление их особенности. Развитие представлений о способах формирования первого впечатления, расположения к себе, создания благоприятной атмосферы. Диагностическая часть: тест “коммуникативный контроль”. Практическая часть: упражнение “ Общение в разных положениях”, “Комплименты”.

Тема 7. Контактная фаза деловой беседы. Ориентировочная фаза деловой беседы.

Развитие умения задавать вопросы, вести “малый” разговор. Практическая часть: упражнения “Кто это?”, “Найти сходство”, “Пум-Пум”.

Тема 8. Фазы обсуждения и принятия решений.

Формирование представлений о фазах обсуждения и принятия решений как основных фазах деловой беседы, изучение их особенностей.

Тема 9. Ролевая игра “Прием на работу”.

Развитие навыков правильного построения деловой беседы, применение полученных знаний на практике.

Тема 10. Публичное выступление.

Этапы, которые включает в себя публичное выступление. Задачи, функции каждого этапа, построение речи. Практическая часть: упражнение “Доклад кандидата в президенты класса”.

Тема 11. Конструктивная критика.

Понятие “конструктивная критика”, правила критики.

Тема 12. Общение по телефону.

Особенности телефонного разговора, его недостатки и преимущества. Правила ведения разговора по телефону.

РАЗДЕЛ 3. Основы конфликтологии. (5 часов)

Технологии успеха. (7 часов)

 

Цели программы

Цель программы: формирование успешности старшеклассников, развитие умения решать личные и профессиональные проблемы, возникающие в жизни.

Результат программы

Задачи программы:

1.         Развитие у старшеклассников способности конструктивно строить свои взаимоотношения с окружающими, при этом анализируя мотивы, интересы и поступки других людей.

2.         Развитие уверенности в себе, в своих способностях и возможности быть эффективным в избранных сферах деятельности;

3.         Осознание необходимости и способности быть субъектом общественной жизни и деятельности.