Умелые руки

Новизна программы состоит в том, что развивает творческие способности- процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду.

Педагоги

Егорова Татьяна Владимировна
учитель технологии

Содержание программы

Вводное занятие. 1 час.

Ознакомление с планом работы на год. Режим работы кружка. Первичный инструктаж по охране труда. Цели и задачи. Общие сведения о вязание спицами. Народные ремёсла и промыслы России. Общие сведения об истории вязания спицами (просмотр презентации).

Теоретические сведения. 1 час.

Общие сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, необходимых для вязания. Правила безопасности труда, санитарии, гигиены и организация трудового процесса.

Практическая работа. Подобрать спицы и пряжу для вязания.

Основные приемы вязания спицами. 2 часа.

Теоретические сведения. Правильное положение рук при работе. Способы набора петель начального ряда. Способы вязания лицевой и изнаночной петель. Вязание лицевой петли. Вязание изнаночной петли. Кромочные петли. Освоение приемов вязания.

Требования к знаниям: особенности вязания лицевых и изнаночных петель. Способы закрытия петель. Требования к умениям: выполнять лицевые и изнаночные петли. Закреплять петли последнего ряда.

Практическая работа. Связать образцы платочной и чулочной  вязки.

Вязание узоров с чередованием лицевых и изнаночных петель. Плоское вязание рядами. 2 часа.

Теоретические сведения. Условные обозначения. Запись схем. Знание особенностей профессии «вязальщица» (комбинированное, словесно – наглядные методы).

Практическая работа.  Виды «резинок». Вязание шарфика.

Вязание ажурного полотна спицами. 2часа.

Теоретические сведения. Изменение фактуры вязаного полотна. Способы вязания накидов. Прибавление и убавление петель. Составление схем ажурных узоров.

Практическая работа. Составить схему ажурного узора и связать образец.

Домашнее задание. Найти в интернете историю появления носков и варежек.

Придумать свои или найти в сети интернет модели необычных носочков и варежек.

Проект «Необычные носочки». 2 часа.

Теоретические сведения. Запуск проекта. «Необычные носочки». Выбор изделия для выполнения проекта. Себестоимость изделия. Составляющие компоненты стоимости вязаного изделия (выполнение изделия, материалы, рыночная цена, затраченное время, качество изделия и т. д.). Пути снижения стоимости изделия: рациональная организация технологического процесса и т.д.  Особенности вязания по кругу. Плотность вязания по горизонтали и вертикали. Расчет количества петель для изделия.

Требования к знаниям: факторы, влияющие на плотность вязания. Требования к умениям: принцип вязания по кругу. Расчет количества петель на любое изделие.

Практическая работа. Рассчитать количество петель для вязания носка, варежки. Вязание изделия. 

Вязание носков.6 часов.

Теоретические сведения.Вязание носков. Особенности вязания обыкновенной пятки и пятки “бумеранг”. Последовательность формирования пятки. Вязание ступни. Формирование мысика.

Требования к знаниям: последовательность вязания пятки, ступни и мысика. Требования к умениям: вывязывание пятки одним из способов, ступни и мысика.

Практическая работа: Вязание носков, варежки. 

Орнамент в вязании спицами.3 часа.

Теоретические сведения. Схемы орнаментов. Способы расчета петель. Особенности чередования нитей разных цветов.

Требования к знаниям: подбор схемы и цветовое решение. Требования к умениям: подбор схемы и сочетающихся цветов пряжи. Выполнение вязального орнамента в два цвета.

Практическая работа. Выполнение образца орнамента.

Проект «Подарок своими руками». 3 часа.

Теоретические сведения. Обоснование проблемы. Выбор модели. Анализ лучшего варианта. Зарисовка эскизов. Вязание сувениров, бижутерии, цветов.

Практическая работа. Вязание бус, колье или своего изделия по выбору.

Вязаниепредмета быта или одежды по выбору. 10 часов.

Теоретические сведения. Предметы одежды, быта и украшения. Выбор модели и пряжи для своего изделия.  Художественно-эстетическое оформление. Утилитарные требования к одежде.

Требования к знаниям: виды одежды. Предметы одежды, украшения и их значение в костюме. Художественное оформление предметов. Материалы, инструменты и приспособления. Безопасные приемы работы.

Требования к умениям: подбор материалов и инструментов. Составление плана изготовления изделия. Основные технологические приемы.

Самостоятельная работа. Художественное оформление изделия.

Практическая работа: Изготовление изделия по выбору.

 Выставка изготовленных изделий. 2,5 часа.

Творческий отчет обучающихся. Презентация изделий. Достижения и планы на будущее.

Требования к знаниям: виды декоративно-прикладного творчества. Виды вязания и особенности их выполнения.

Требования к умениям: определение вида рукоделия.

Практическая работа. Оформление выставки готовых работ. Защита творческих проектов.

Цели программы

Цель программы кружка «Умелые руки» - воспитание творческой деятельности, роявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.

Результат программы

Личностными результатами освоения учащимися курса  являются:

·         проявление познавательных интересов и активности в данной области;

·         развитие трудолюбия и ответственности за качество сво­ей деятельности;

·         овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

·         развитие самостоятельности и личной ответственности в деятельности;

·         бережное отношение к природным и хозяйственным ре­сурсам;

·         готовность к рациональному ведению домашнего хозяй­ства;

·         проявление технико-технологического и экономическо­го мышления при организации своей деятельности.

Метапредметными результатами освоения курса  являются:

·         планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

·         определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

·         комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;

·         проявление инновационного подхода к решению практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

·         самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию  изделий;

·         согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;

·         объективное оценивание вклада своей познавательно - трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

·         оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требовани­ям и принципам;

·         диагностика результатов познавательно-трудовой дея­тельности по принятым критериям и показателям;

·         обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

·         соблюдение норм и правил культуры труда в соответ­ствии с технологической культурой производства;

·         соблюдение норм и правил безопасности познаватель­но-трудовой деятельности и созидательного труда.

Предметными результатами освоения курса являются:

·         знание классификации вязания, его историю;

·         эволюцию инструментов, приспособлений и материалов для вязания;

·         способы влажно – тепловой обработки вязаного изделия;

·          технологический процесс изготовления вязаного изделия и пути снижения его себестоимости;

·         правила безопасности труда;

·         способы выявления потребностей общества в товарах и услугах;

·         основные законы построения композиции;

·         знакомство с творческими профессиями декоративно-прикладного характера.

          Обучающийся научится:

·         трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими показателями;

·         умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучае­мым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;

·         навыками применения распространённых ручных инстру­ментов и приспособлений, бытовых электрических приборов; планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры тру­да, уважительного отношения к труду и результатам труда.

Обучающийся ознакомится:

·         с различными видами ДПИ;

·         с основными технологическими свойствами и назначением материалов;

·         назначением и устройством применяемых ручных инстру­ментов, приспособлений, видами, приёмами и последовательностью выполнения технологических операций,

·         профессиями и специальностями, связанными с обработ­кой материалов, созданием изделий из них;

·         видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций;

·         способами поиска информации в различных источниках;

·         применением конструкторской и технологической докумен­тации;

·         выбирать сырьё, материалы,  инструменты и оборудование для выполнения работ;

·         соблюдением безопасных приёмов труда и правилами пользова­ния ручными инструментами;

·         как проводить разработку творческого проекта по изготов­лению изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;

·         как распределять работу при коллективной деятельности; использовать приобретённые знания и умения в практи­ческой деятельности и повседневной жизни: