Школа юного филолога

Актуальность курса развитие коммуникативных компетентностей учащихся в соответствии с требованиями современного общества.. Наиболее доступный способ решения этой проблемы - образование и самообразование. И здесь необходимы совершенно конкретные умения:

- работать с текстами различных стилей;

- извлекать необходимую информацию из различных устных и письменных источников;

- излагать собственные мысли четко и последовательно.

Умение писать сочинение - это не что иное, как умение доказательно, логично и образно излагать свои мысли.

Назначение программы учебного курса по выбору состоит в том, чтобы сформировать функционально грамотную личность, обеспечить языковое и речевое развитие ученика, помочь ему осознать себя носителем языка, научить осмысливать текст и передавать его содержание в сжатом виде.

Предлагаемый курс призван помочь учащимся овладеть умением правильно воспринимать чужой текст и создавать свой.

преподаватели

Грицаенко Галина Ильнична

Содержание программы

Глава 1. Текст как единое целое. Признаки текста; связность, законченность, смысловое единство, информативность. Средства связи предложений в тексте. Данное и новое. Порядок предложений в тексте. Порядок слов в предложении. Инверсия. Виды связи предложений в тексте. Цепная и параллельная связь Актуализация знаний и умений.

 

Глава 2. Типы речи. Повествование, описание, рассуждение, их структура. Смешанные тексты. Актуализация знаний и умений

 

Глава  3.  Стили речи. Стилевые особенности текста. Стилевое единство

текста. Разговорный и книжный стили. Научный и официальный стили.

 

Глава 4. Синтаксические средства выразительности в тексте. Парное соединение однородных членов. Параллелизм предложений. Анафора. Эпифора. Композиционный стык. Повторение слов. Риторический вопрос. Присоединительные конструкции. Бессоюзие. Ознакомление

 

Глава 5.Художественные средства выразительности в тексте. Публицистический и художественней стили.  Тропы. Переносное значение слова. Метафора. Олицетворение. Сравнение Актуализация знаний и умений

 

Глава 6. Учимся понимать текст. Тема и основная мысль текста. Эпиграф, Заглавие.  Развитие мысли в тексте. Микротемы и абзацы. План. Практикум

 

Глава 7.  Сжатие как вид информационной переработки текста. Три

способа сжатия текста: 1) исключение подробностей, деталей; 2) обобщение конкретных, единичных явлений; 3) сочетание исключения и обобщения.     Приемы сжатого изложения текста:

1) замены:

- замена однородных членов обобщающим наименованием;

- замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

- замена предложения или его части указательным местоимением;

- замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

- замена сложноподчиненного предложения простым;

2) исключения:

-  исключение повторов;

-  исключение фрагмента предложения;

-  исключение одного или нескольких синонимов;

3) слияние нескольких предложений в одно.

«Содержательные» приёмы сжатия текста:

1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;

2) свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).

 

Глава 8. Создание текста на основе данного и его редактирование. Изложение   сжатое и подробное. Итоговое занятие

Цели программы

- развитие потребности в свободном владении русским языком и его ресурсами;

Результат программы

-понимание текста как одной из основных единиц языка и речи.

-практические умения и навыки по самостоятельному анализу текстов разной стилистической направленности.

-приобретение опыта рецензирования и редактирования текстов.

-углубление лингвистических знаний, расширение кругозора в области филологической науки.

Материально-техническая база

ЦОР, проектор, компьютер, колонки, раздаточный материал