"Занимательные шашки" (дошкольное отделение "Калейдоскоп")

Шашки – это интеллектуальная игра двух партнёров, способствует развитию логического и творческого мышления, памяти, вырабатывает решительность, усидчивость. Входят в категорию так называемых игр шашечного типа, включающую множество разнообразных настольных игр для двух-четырёх игроков, в которые играют на расчерченной доске равноценными фишками.

Достоверных сведений об изобретении шашек история не сохранила. Вполне вероятно, что различные игры шашечного типа изобретались на протяжении истории человечества многократно и независимо, чему способствовала простота инвентаря и правил. Наиболее древние изображения игроков за игрой, определяемой как вариант шашек, имеются ещё в памятниках Древнего Египта. Народам, населявшим территорию нынешней России и прилегающие регионы, шашки были известны ещё в III веке.

Сейчас шашки стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Через шашечную игру в её спортивной форме происходит развитие личности ребёнка, формируются целеустремлённость, воля, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчёт, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке.

Шашки, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, вырабатывают в детях эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шашках любое поражение и извлечённые из него уроки способны создать у ребёнка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определённых свойств характера.

Шашки – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий – способности действовать в уме.

преподаватели

Гусев Леонид Евгеньевич

Содержание программы

Программа «Шашки» направлена на личностное развитие детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) посредством освоения игры в шашки – формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей.

Актуальность программы обусловлена поиском вариативных способов организации образовательной деятельности, обеспечивающих комплексность подхода в развитии способностей детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях – социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, а также реализацией идеи использования элементов шашечной игры в физкультурно-спортивной и коррекционной работе с детьми с нарушениями речи.

Педагогическая целесообразность программы объясняется направленностью предлагаемых в программе средств усвоения основ знаний по теории и практике игры в русские шашки (в кратком, описательном и игровом виде) на развитие у ребёнка составляющих познавательной деятельности – внимания, памяти, мышления, логики, умения предпринимать нестандартные шаги, стратегического планирования, решительности, а также умения управлять своим поведением через освоение правил, выработанных взрослыми.

Программа сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются ключевые качества в развитии дошкольников; строится в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей; основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности дошкольников.

 

Цели программы

Главная цель программы – личностное развитие ребёнка посредством освоения основ игры в шашки.

Результат программы

К концу первого года обучения воспитанники будут знать шашечные термины, правила хода и правила игры, будут уметь правильно располагать доску между партнёрами и шашки перед игрой, будут уверенно ориентироваться на шашечной доске, играть каждой шашкой в отдельности и в совокупности с другими шашками без нарушения правил.

К концу второго года обучения воспитанники дополнительно смогут решать простые шашечные задачи, участвовать в турнирах, играть в командах, поддерживая сплочённость в коллективе, и будут получать эстетическое наслаждение от интеллектуальной игры шашки.

К концу обучения у ребёнка:

- расширится активный словарь за счёт накопления и уточнения представлений, формирования понятий;

- разовьётся содержательная сторона мышления, сформируются пространственные представления;

- сформируются коммуникативные навыки, умение управлять своим поведением через освоение правил игры в шашки;

Дети овладеют тонко координированными движениями рук.

Отличительной особенностью программы является развитие мышления и понимания через игру в шашки, формирование желания заниматься шашками углубленно и достичь спортивных высот в этом виде спорта.

Особые условия проведения

Обучающиеся принимаются в заявительном порядке без предварительных испытаний.