«Русское речевое общение»

Программа, предназначенная для расширения знаний учащихся 10  классов по русскому языку, имеет социально-педагогическую направленность: ставя перед собой задачу систематизации знаний по культуре речи, предполагается учитывать особенности различных способов восприятия материала, известного и нового, учащимися, обращая большее внимание на речевые нормы.

Для решения практических задач курса, совершенствования навыков владения языком предусмотрено некоторое углубление знаний о языке и речи, совершенствование соответствующих умений в разных областях филологии. Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зрения их практического использования в речи. При этом основное внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения. На этой основе развиваются такие качества речи, как правильность, ясность, точность, стилистическая уместность и выразительность, что может быть достигнуто в результате умелого использования в речи богатейших возможностей родного языка, а также при строгом соблюдении языковых норм.

Педагоги

Елизарова А.И. , учитель русского языка и литературы

Содержание программы

Речевое воздействие в общении - 4 часа. Понимание, восприятие, воспроизведение и порождение русской речи. Основные виды речевой деятельности. Речевое поведение, речевая этика, речевой этикет. Речевой акт. Речевая роль. Основные формы речи. Сферы и среды речевого общения.

Обучение красноречию. Ораторская речь Роды и виды ораторской речи - 4 часа. Речевая ситуация. Речевое поведение, речевая этика, речевой этикет. Культура речевого общения.

Правила русского красноречия. Композиция публичного выступления –12 часов. Текст как результат речевой деятельности. Текст - феномен речевого общения. Основные признаки текста. Текст как смысловое структурное единство. Структурно - семантическая и коммуникативная организация текста. Интонация как средство передачи смысла и его эмоциональных характеристик. Словесное и логическое ударение. Невербальные средства общения (жест, мимика). Обиходноразговорный устный текст. 

Письменный русский текст.

Лингвистическая любознательность, любовь к отечественному языку как составляющие культуру речевого общения – 1 час.

Практикум: Анализ образцов русских текстов разных стилей и жанров – 4 часа. Общая характеристика. Звуковая организация текста Жанры текстов разных стилей. Xудожественный текст: поэтический, прозаический, драматический. Монологические и диалогические формы речи и текста.

Практика создания собственного текста, соответствующего условиям речевого общения – 6 часов. Отбор и организация языковых средств с учётом содержания, цели адресата, формы условий общений: речевые и языковые особенности текстов отдельных стилей. Беседа, спор, дискуссия, публичное выступление.

Вторичный текст. Учебно-интеллектуальные цели создания текстов: план, конспект, тезисы, реферат, аннотация, обзор. 

Владение нормами литературного языка: орфоэпическими, лексическими, словообразовательными, морфологическими, синтаксическими, правописной и стилистическими. 

Владение коммуникативными качествами речи: умениями и навыками грамматически правильно. точно, логично, выразительно, уместно, целесообразно излагать свои мысли русском языку во всех видах речевой деятельности. 

Цели программы

Развитие культуры русского речевого общения как доминирующего признака общей культуры выпускника; возрождение национального самосознания средствами языка.

Результат программы

Учащиеся смогут:

−     подчинять свое высказывание определенной теме и основной мысли;

−     правильно выражать свои мысли в соответствии с литературными нормами (лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными);

−     правильно выражать свои мысли в соответствии с литературными нормами (лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными);

−     уметь выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участвовать в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием раз-личных средств аргументации;

−     использовать изобразительно-выразительные средства языка в речи;

−     уметь анализировать заданный текст;

−     осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

−     уметь создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

−     соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические нормы современного русского литературного языка;

−     уметь определять признаки текста, излагать материал логически последовательно, в соответствии с планом;

−     уметь анализировать текст, сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

−     уметь сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

−     извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

−     уметь сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

−     уметь строить свое высказывание в определенной жанровой   и композиционной форме (повествование, описание, рассуждение) и с использованием сложных композиционных форм (например, повествование с элементами описания, описание с элементами рассуждения и т.п.).

Особые условия проведения

Желание повысить уровень речевого общения.

Материально-техническая база

Кабинет с мультимедийным оборудованием