Финансовая грамотность

Актуальность программы определяется необходимостью экономического образования обучающихся в современных условиях рыночной экономики. Сегодня заказ российского общества в сфере образования ориентирован на подготовку поколения с принципиально новым экономическим образом мышления, которое должно помочь будущим выпускникам школ успешно адаптироваться в мире рыночных отношений и наиболее эффективно использовать свой жизненный потенциал. В связи с развитием рыночных отношений важное значение приобретает проблема формирования личности учащегося, способного принимать взвешенные решения, находить рациональные пути в условиях выбора.

Изучение основ финансовой грамотности в полной мере соответствует государственной политике в области дополнительного образования, поскольку направлено на развитие навыков обращения с деньгами, ориентированию в мире финансов. Кроме того, данная программа направлена на удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей, заинтересованных в повышении конкурентоспособности в современном динамичном, быстро меняющимся мире, в котором важно обладать информацией о специфике взаимоотношений между различными участниками экономической сферы жизни общества.

преподаватели

Звонарёва Наталия Сергеевна

Содержание программы

Потребности и расходы (5 ч.).
Введение. Почему так важно изучать финансовую грамотность? (1 ч.)

Безграничные потребности и ограниченные ресурсы (1 ч.)

Понятие и параметры выбора (1 ч.)

Типичные направления (структура) расходов семьи (1 ч.)

Основные приемы стимулирования продаж: скидки, акции (1 ч.)
Доходы семьи (5 ч.)
Основные источники дохода: работа по найму, предпринимательство (1 ч.)

Заработная плата (2 ч.)

Предпринимательский доход и его риски (1 ч.)

Безработица, ее сущность и виды (1 ч.)
Платежные средства (4 ч.)
Деньги как средство обмена и сбережения (1 ч.)

Наличные деньги: купюры и монеты (1 ч.)

Безналичные (электронные) деньги (1 ч.)

Правила безопасности при осуществлении платежей (1 ч.)
Управление финансами (5 ч.)
Что такое семейный бюджет и как его построить (2 ч.)

Как контролировать семейные расходы и зачем это делать (1 ч.)

Профицит и дефицит бюджета (1 ч.)

Сбережения. «Подушка безопасности» (1 ч.)
Финансовые организации (5 ч.)
Что такое банк и чем он может быть вам полезен (2 ч.)

Банковские услуги: кредит, депозит (1 ч.)

Свойства кредита: возвратность, срочность, платность (1 ч.)

Процент по кредиту. График платежей. Неустойка: штраф, пени (1 ч.)
Человек и государство: как они взаимодействуют в экономике (4 ч.)
Налоги, виды налогов и их функции (2 ч.)

Социальные пособия и выплаты (1 ч.)

Пенсия, ее виды (1 ч.)
Мошенничество и риски в мире денег (5 ч.)
Особые жизненные ситуации и их влияние на финансы семьи (1 ч.)

Чем поможет страхование (1 ч.)

Как спасти деньги от инфляции (1 ч.)

Признаки мошеннических действий или намерений (2 ч.)
Подведение итогов года (2 ч.)
Итоговое тестирование в целях оценки усвоения учащимися материалов курса (1 ч.)

Итоговый урок (1 ч.)

Цели программы

формирование представлений о роли экономики и финансов в жизни человека.

Результат программы

Личностные результаты:

•                    осознание себя как участника экономических отношений;

•                    понимание общих экономических проблем, участие в их обсуждениях;

•                    овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений (составление семейного бюджета, сопоставление доходности от различных операций, расчет цены покупки с учетом скидок и акций, понимание важности защиты личной финансовой информации и т.д.);

•                    развитие личной ответственности за свои финансовые операции;

•                    осознание возможностей и путей собственного заработка и дальнейшей профессии;

•                    развитие навыков сотрудничества в разных экономических ситуациях на игровых примерах.

 

Метапредметные результаты:

•                    составление простых планов дальнейших действий;

•                    использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

•                    умение устанавливать причинно-следственные связи;

•                    овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

•                    оценка правильности выполнения действий;

•                    умение осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование;

•                    умение слушать собеседника и вести диалог;

•                    умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

•                    умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 

Предметные результаты:

•                    развитие интереса к предмету, включение в познавательную деятельность,

•                    понимание и правильное использование экономических терминов и основных принципов экономической жизни общества;

•                    приобретение навыков для выполнения простых финансовых расчётов;

•                    приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения стандартных задач в области семейных финансов

•                    определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

•                    развитие кругозора в области экономической жизни общества;

•                    формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Материально-техническая база

Использование системы дистанционного обучения в обучении не предъявляет высоких требований к оборудованию:

•                    компьютер / ноутбук / планшет / телефон с выходом в Интернет;

•                    устройство воспроизводства аудио и видео;

•                    устройство записи звука (микрофон);

•                    устройство для записи видео (веб-камера);

•                    канцелярские товары (ручка, бумага).