Юный турист. Секция " Следы"

Отличительной особенностью этой программы является то, что она представляет собой первую ступень в цикле освоения туристских навыков, дает обзор и первичные навыки к участию в последующих программах, которые более широко применяют туристско-краеведческий курс: «Туризм» (5-7 класс), «Школа безопасности» (7-9 класс), «Юные спасатели» (10-11 класс). Каждая последующая программа позволяет давать ребенку новые, более углубленные знания по уже знакомым темам, с учетом возрастных способностей к восприятию материала, содержит новые разделы. Таким образом  - программа «Юный турист» - является стартовой базой, закладывающей основы знаний и формирующий первоначальный коллектив. Обучение по таким программам дает возможность на протяжении нескольких лет работать с одним и тем же коллективом детей.

Адресат программы.  Возраст учащихся в объединении предлагается от 9 до 14 лет. До 9 лет ребенок может получить первоначальный опыт туристско-краеведческой деятельности в школе, участвуя в туристских прогулках и экскурсиях.

К 9 годам дети по своему стремлению к общению и деятельности в кругу сверстников, преодолению трудностей, стремлению испытать себя, созревают к самостоятельной деятель­ности в кругу ровесников. Поэтому они могут под руководством опытного педагога принимать участие в организации 1-2-х дневных походов.

Принимаются все желающие мальчики и девочки, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Обучение по данной программе будет актуальным для физически активных детей, проявляющих интерес  к изучению окружающего мира,  истории и культуры родного края. 

При зачислении в объединение проводится стартовая диагностика с целью выявления уровня готовности ребенка и его индивидуальных особенностей.   Количество детей в группе 12 -15  человек. 

Уровень программы. По целевому ориентированию и уровню сложности  данная общеразвивающая  программа является программой ознакомительного уровня.

Объем программы и сроки реализации. Общее количество учебных часов, необходимых для освоения программы, составляет 216  часов.  Срок реализации программы – 1 год. Продолжительность обучения по программе - 36 недель, период обучения - с сентября по июнь. Во время каникул проводятся 1 - дневные учебно - тренировочные походы, по окончании учебного года проводится двухдневный поход вне сетки часов на выполнение норматива «Первый поход». 

 Форма обучения – очная. Программа предусматривает 2 вида занятий: теоретические занятия и практические занятия. На теоретические занятия отводится 55 часов, на практические - 161 часов. В обучении применяется групповая форма с индивидуальным подходом, включающая обучение в малых группах.

Режим занятий. На освоение программы отводится 6 часов в неделю. Занятия в группе проводятся 2 раз в неделю. Теория 1,5 часа 1 раз в неделю, практика (или соревнования) – 4,5 часа в неделю. Продолжительность занятий  - 45 минут. Во время каникул проводятся 1 - дневные учебно - тренировочные походы (УТП), по окончании учебного года проводится зачетный летний поход вне сетки часов.

Особенности организации образовательного процесса. Эта программа рассчитана для первичного ознакомления младших и средних школьников с туристско - краеведческой деятельностью и получения начальных туристских умений и навыков. 

 Раздел программы "Туристско-краеведческая подготовка".

Обучение проходит от ознакомления школьников с основными прикладными туристско-краеведческими навыка­ми и умениями до подготовки участника степенных туристских по­ходов, получения знаний о туристско-экскурсионных возможностях родного края.

Раздел программы "Спортивно-туристская подготовка".

 Обучение по темам этого раздела позволяет принимать участие в соревнованиях по туристскому многоборью школьникам с любым спортивно-туристским опытом, и новичкам – участие в школьных соревнованиях, до участия на дистанциях 1-го класса,  и тем, кто опережает освоение программы  - на дистанциях 2 класса.

Раздел программы "Организаторская подготовка".

         Раздел способствует приобретению навыков самоорганизации и проявления организаторских способностей в мини-группах.

Раздела программы " Судейская подготовка".

Этот раздел предполагает накопление учащимися знаний и прак­тических умений, начиная от детального изучения правил соревнований разного вида, необходимых судье-контролеру.

Раздел программы «Психолого-педагогическая подготов­ка».

Обучение детей по данной программе проходит по двум взаимосвязанным направлениям:

1. Информационно-познавательный - на котором учащиеся овладевают основами туристс­ких и краеведческих знаний);

2. Операционно-деятельностный - на котором формируются умения обучающихся самостоятельно выполнять определенные задания).

 

 

 

Педагоги

Кутукина Ольга Александровна

Расписание

Пятница, суббота, воскресенье: с 16.00

Содержание программы

Раздел 1. ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

Тема 1. 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ. ТУРИСТСКИЕ ТРАДИЦИИ.

Теория: Знакомство с понятием – туризм. История развития детско-юношеского туризма в России (в картинках). Законы туристской группы. Техника безопасности на теоретических и практических занятиях. Традиции в подготовке, проведении и подведении итогов путешествий.

Тема 1.2.ТУРИСТСКИЕ И КРАЕВЕДЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ РОДНОГО КРАЯ.

Теория: Туристско-экскурсионные возможности Серпуховского района. Геологическое прошлое, рельеф, полезные ископаемые. История, памятные места, музеи. Рассказ об исторических объектах Серпухова, Диагностика уровня подготовки учащихся.

Тема 1.3.ИЗУЧЕНИЕ РАЙОНА ПУТЕШЕСТВИЯ.

Теория:     Порядок сбора краеведческого материала по району походов. Источники для сбора материала. Памятные места, музеи на примере поход выходного дня.

Тема 1.4.ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНАЯ, КРАЕВЕДЧЕСКАЯ И ЭКОЛОГО-ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТУРИСТОВ.

Теория: Наблюдения на маршруте за природными явлениями, животными, растительным миром. Растения Красной книги

Тема 1.5.ТУРИСТСКОЕ СНАРЯЖЕНИЕ.

Теория:     Перечень личного снаряжений для однодневного пешего, лыжного
похода, требования к снаряжению: малый вес, прочность, удобство в пользовании и
переноске. Рюкзак типы рюкзаков, их преимущества и недостатки. Правила
укладки. Групповое снаряжение, его перечень, уход, хранение, транспортировка группового снаряжения.

Практика: укладка рюкзака для похода.

 

Тема 1.6.ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ В ПОХОДЕ.

Теория: Питание в однодневном путешествии.

Тема 1.7.БЕЗОПАСНОСТЬ ТУРИСТСКИХ ПУТЕШЕСТВИЙ.

Тема 1.8.ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ

Теория: Личная гигиена. Уход за ногами и обувью во время похода. Гигиенические требования к одежде, спальному снаряжению. Профилактика и оказание первой помощи при переохлаждении, обмороке, потертостях, мозолях, ушибах, отравлениях, тепловом ударе, солнечном ожоге.

Тема 1.9. ПОДГОТОВКА К ПОХОДУ.

Теория: Физическая подготовка к походу. Упражнения для зарядки, закаливание. Подготовка к конкретному путешествию: подготовка снаряжения и изучение района путешествия.

Практика: составление списка снаряжения (личного и группового) для похода выходного дня.

Тема 1.10.ПРИВАЛЫ И НОЧЛЕГИ В ПОХОДЕ.

Теория: Требования к месту бивака: наличие дров, воды, изолированность от посторонних, безопасность, экология и гигиена. Разведка места бивака. Бивачные работы. Укладка вещей в палатке. Типы костров. Растопка. Укрытия от дождя. Соблюдение правил противопожарной безопасности. Свертывание бивака. Уборка мусора.

Тема 1.11.ТОПОГРАФИЯ И ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ.

Теория: Карта, схема, топографический план, кроки, абрис, легенда. Масштаб. Знаки спортивного ориентирования. Компас. Устройство жидкостного компаса. Азимут прямой и обратный. Тактические приемы спортивного ориентирования.

Практика: определение азимута, ориентирование с помощью спортивной карты и компаса по выбору, по маркировке, решение задач по топографии, глазомерная съемка местности.

Тема 1.12.СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ПОХОДА.

Теория: Режим походного дня.

Тема 1.13.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПОХОДА.

Теория: Оформление результатов наблюдений на маршруте. Дневник группы. Обязанности хронометриста и ответственного за ведение дневника. Разбор похода после его окончания

Тема 1.14.ТЕХНИКА ПРЕОДОЛЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ ПРЕПЯТСТВИЙ.

Теория: Естественные препятствия в лыжном и пешем походах. Движение по дороге, тропе, лесу, заболоченным участкам. 

РАЗДЕЛ 2. СПОРТИВНО - ТУРИСТСКАЯ ПОДГОТОВКА.

Тема 2.1. ТУРИСТСКИЕ, КРАЕВЕДЧЕСКИЕ СЛЕТЫ И СОРЕВНОВАНИЯ.

Тема 2.2.ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ТЕХНИКИ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА (ДИСТАНЦИИ).

Теория: Общие положения. Снаряжение. Правила техники безопасности при выполнении технических приемов. Общие требования безопасности. Технические приемы: спуск и подъем по склону 

 

Тема 2.2.ПОХОДЫ

Практика:  Участие в учебно-тренировочных походах выходного дня и зачетном для выполнение норматива «Первый поход».

РАЗДЕЛ 3 . СУДЕЙСКАЯ ПОДГОТОВКА.

 Тема 3.1. ОБЯЗАННОСТИ СУДЬИ И ПОМОЩНИКА СУДЬИ НА ТУРИСТСКИХ СОРЕВНОВАНИЯХ.

Теория: Обзорная лекция по обязанностям судьи на этапе. Судейский протокол.

Тема 3.2.  ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ТУРИСТСКИХ СОРЕВНОВАНИЙ

 

РАЗДЕЛ 4. ОРГАНИЗАТОРСКАЯ ПОДГОТОВКА.

Тема 4.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОГО ВРЕМЕНИ. 

Тема 4.2. ОРГАНИЗАТОР ТУРИСТСКОГО МЕРОПРИЯТИЯ.

Теория: Подбор участников для команды на школьные туристские соревнования.

Тема 5.1 Нормативно-правовые основы туризма. Туристская документация.

 

Цели программы

 Цель программы - формирование  у учащихся мотивации к туристско – краеведческой деятельности и освоение начальных туристских и краеведческих знаний, умений и навыков

Результат программы

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ПО РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ

Стартовый уровень 9-14 лет
Раздел программы
Результаты
Туристско-краеведческая подготовка
Участие в однодневном походе выходного дня, походе 1-3 степени сложности. Выполнение норматива «Первый поход».
Спортивно-туристская подготовка
Участие в школьных и городских соревнованиях по туризму.
Организаторская подготовка
Дежурный командир палатки
Судейская подготовка
Участие в школьных туристских соревнованиях в качестве помощника судьи.
Психолого-педагогическая подготовка
Выполнение временных обязанностей в группе

Особые условия проведения

Отличительной особенностью этой программы является то, что она представляет собой первую ступень в цикле освоения туристских навыков, дает обзор и первичные навыки к участию в последующих программах, которые более широко применяют туристско-краеведческий курс: «Туризм» (5-7 класс), «Школа безопасности» (7-9 класс), «Юные спасатели» (10-11 класс). Каждая последующая программа позволяет давать ребенку новые, более углубленные знания по уже знакомым темам, с учетом возрастных способностей к восприятию материала, содержит новые разделы. Таким образом  - программа «Юный турист» - является стартовой базой, закладывающей основы знаний и формирующий первоначальный коллектив. Обучение по таким программам дает возможность на протяжении нескольких лет работать с одним и тем же коллективом детей.

Адресат программы.  Возраст учащихся в объединении предлагается от 9 до 14 лет. До 9 лет ребенок может получить первоначальный опыт туристско-краеведческой деятельности в школе, участвуя в туристских прогулках и экскурсиях.

К 9 годам дети по своему стремлению к общению и деятельности в кругу сверстников, преодолению трудностей, стремлению испытать себя, созревают к самостоятельной деятель­ности в кругу ровесников. Поэтому они могут под руководством опытного педагога принимать участие в организации 1-2-х дневных походов.

Принимаются все желающие мальчики и девочки, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

Материально-техническая база

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧНЕИЕ

Теоретические занятия проводятся в кабинете МБОУ СОШ №3, соответствующим санитарно - гигиеническим нормам и требованиям. Занятия проводятся в часы, свободные от занятий основной школы. Кабинет оснащен персональным компьютерам с доступом в интернет, мультимедийным проектором с экраном.

Практические занятия проводятся на стадионе, в парке или в лесу, на полигонах по которым составлены карты для спортивного ориентирования, а также в спортивном зале школы.

 

СПЕЦИАЛЬНОЕ ТУРИСТСКОЕ СНАРЯЖЕНИЕ

на группу в 12-15 человек

№ п/п
Наименование имущества
Количество, шт.
1.      
Палатки туристские (3х,4х местные)
Количество по вместимости
2.      
Палатки кемпинговые.      
Палатка «Зима»      
Коврики туристские
15      
Тент      
Спальные мешки
15      
Топор     
Каны туристские
3 шт
9.      
Столы туристские складные
1
10.                        
Стулья складные
8
11.                        
Лопатки
1
12.                        
Газовые горелки
2
13.                        
Лампы газовые                        
Страховочные системы поясные
15
15.                        
Страховочные системы грудные
15
16.                        
Веревки для блокировки страховочной системы (10мм  - 5 метров)
15
17.                        
Рюкзаки
15
18.                        
Карабины альпинистские с автоматической муфтой)
60
19.                        
Спусковые устройства «Рогатка»
15
20.                        
Жумары
15
21.                        
Ролики одинарные
3
22.                        
Ролики двойные
2
23.                        
Ролики тормозные
1
24.                        
Ролик-трек (сборка с карабином)
15
25.                        
Шант
1
26.                        
Накопитель малый
3
27.                        
Радиостанции
2-3
28.                        
Комапаса жидкостные
15
29.                        
Аптечка
комплект
30.                        
Ремонтный набор
Комплект
31.                        
Тент общественный (3Х4)
2
32.                        
Пила- цепочка
2
33.                        
Веревка спасательная (диаметр 10 мм)
200 м
34.                        
Шнур (диметр 6 мм)
50 м
35.                        
Носилки мягкие 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА  ОБУЧЕНИЯ

№ п/п
Наименование ТСО
Марка
1
Ноутбук
HP
2
Принтер
CANON
3
Сканер
CANON
 

 

Стоимость

Бюджетный