Дополн. программа "Адаптация детей к условиям школьной жизни"

Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования.  На протяжении длительного времени считалось, что главным показателем готовности ребенка к школьному обучению является уровень его умственного развития. В настоящее время концепции подготовки детей к школе рассматривают готовность к школьному обучению как сложный целостный феномен, как комплекс качеств, образующих умение учиться. Психологическая готовность ребенка к школе – это необходимый и достаточный уровень психофизиологического развития ребенка для освоения школьной учебной программы, это определенный уровень его интеллектуального и личностного развития.

Педагоги

Сигурко Татьяна Юрьевна - учитель начальных классов высшей категории

Содержание программы

       Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности:

Совершенствование и развитие устной речи детей происходит в процессе освоения ими модуля «От слова к букве». Данный модуль решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, письму и ведет работу по совершенствованию устной речи. Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка. Содержание ориентировано на решение следующих задач: создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), для создания предпосылок положительной мотивации учения в школе; практическая подготовка детей к обучению чтению и письму; формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей. Отличительной чертой данного раздела программы является осуществление интеграции тесной взаимосвязанной и взаимопроникающей работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи и с подготовкой к обучению письму. 

Большая роль на занятиях этого модуля отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого раздела является развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.

Раздел «Подготовка к обучению чтению и письму» дополняет модуль «От слова к букве» и предназначен для подготовки детей дошкольного возраста к письму и восприятию форм букв. Дети приобретают навыки работы в открытом и ограниченном пространстве, учатся штриховать, обводить предложенный образец по намеченному контуру. Задания знакомят ребенка с конфигурацией печатных букв русского алфавита, развивают мелкую моторику, координацию движений, аналитические способности, формируют графические навыки детей. 

 

Модуль «Введение в математику» представлен программой курса «Математические ступеньки». В основу отбора содержания программы «Математические ступеньки» положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя сенсорное и интеллектуальное развитие с использованием возможностей и особенностей математики. 

На занятиях будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве, Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:

¢          формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе;

¢          логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа;

¢          символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками. 

Модуль «Ознакомление с окружающим миром» представлен программой «Зеленая тропинка», которая нацелена на накопление фактических знаний и опыта познавательной деятельности, развитие наблюдательности, воспитание бережного отношения к окружающей природе. Сказанное определяет содержание курса и характер деятельности детей на занятиях. Таким образом, осуществляется накопление фактических знании и опыта познавательной деятельности, необходимое для успешного освоения программы начальной школы.

Цели программы

Всесторонняя подготовка детей в рамках заявленных предметных областей, позволяющая им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.

Результат программы

Ожидаемые результаты:

сформированность предпосылок универсальных учебных действий.

П   о   з   н   а   в   а   т   е   л   ь  н   ы   е    УУД:

ü знаково – символическое моделирование и преобразование объектов;

ü анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);

ü синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов;

ü осуществление классификации;

ü установление аналогии;

ü самостоятельный выбор способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

ü осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Р   е   г   у   л   я   т   и   в   н   ы   е   УУД:

ü осуществление действия по образцу и заданному правилу;

ü сохранение заданной цели;

ü умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

ü осуществление контроля своей деятельности по результату;

ü умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

К   о   м   м   у   н   и   к   а   т   и   в   н   ы  е  УУД:

ü овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

ü эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

ü ориентация на партнера по общению;

ü умение слушать собеседника, задавать вопросы;

ü формирование мотивационной и коммуникативной сферы.

Л   и   ч   н   о   с   т   н   ы   е   УУД:

ü формирование Я-концепции и самооценки при подготовке при обучении в школе;

ü положительное отношение к школьному обучению.