Развитие познавательных способностей

1.         развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

2.         развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

3.         развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

4.         формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;

5.         развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

6.         формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

7.         формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Педагоги

Комарова И.А.

Леженко Л.В.

Макарова Л.В.

Мамичева Л.М.

Моисейчева Л.Г.

Нескучаева И.Н

Низова Н.П.

Павленко Н.В.

Ярославцева С.В.

Буракова С.М.

Гребенюк Т.Г.

Гусева Т.Ю.

 

Содержание программы

Содержание  программы развивающих занятий "Умники и умницы" можно разделить на несколько разделов:

1.    Тренировка психических процессов:

·      развитие концентрации внимания;

·      тренировка внимания;

·      тренировка слуховой памяти;

·      тренировка зрительной памяти;

·      совершенствование воображения;

·      развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск закономерностей).

На каждом занятии уделяется значительное внимание развитию и формированию психических данных процессов. Используются задания, которые способствуют развитию перечисленных качеств. Задачи геометрического характера. Занимательные геометрические задачи способствуют формированию и развитию пространственных представлений. Для решения этих задач учащиеся должны знать геометрические фигуры, их свойства и признаки, уметь перемещать их для получения новых фигур.

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

 

·            дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

·            выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

·            вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

·            выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

·            выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;

·            деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

·                                     складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

Задания, развивающие мышление

 Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения  самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

     

2.     Нестандартные задачи логического характера. Задания геометрического характера:

·       уникурсальные кривые;

·      составление и моделирование предметов;

·      построение фигур из счетных палочек;

·      построение фигур из конструктора "Монгольская игра", "Танграм".

 Систематическое решение логически - поисковых задач из области математики способствует развитию гибкости мышления.

3.  Нестандартные задачи алгебраического характера. Активному восприятию и пониманию математических законов, формированию мыслительных процессов помогут задания и игры, имеющие необычное нестандартное условие и содержание:

·      арифметический шифр;

·      математический фокус;

·      арифметические лабиринты с воротами;

·      математические ребусы;

·      магические квадраты 3*3;

Цели программы

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся, на основе системы развивающих занятий. Рас­ширение зоны ближайшего развития ребёнка и последователь­ный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону ак­туального развития.

Результат программы

К концу второго года обучения учащиеся должны научиться:

·  логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;

·  обоснованно делать выводы, доказывать;

·  обобщать математический материал;

·  находить разные решения нестандартных задач.

К концу второго года обучения учащиеся должны уметь:

1)  воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;

2) определять учебную задачу;

3) ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;

4) владеть своим вниманием;

5) сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, вла­деть рациональными приемами запоминания;

6) владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности;

7) использовать основные приемы мыслительной деятельности:

·            описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

·             выделять существенные признаки предметов;

·             сравнивать между собой предметы, явления;

·             обобщать, делать несложные выводы;

·             классифицировать предметы, явления;

·             определять последовательность событий;

·             судить о противоположных явлениях;

·            давать определения тем или иным понятиям;

·            определять отношения между предметами типа «род - вид»;

·            выявлять функциональные отношения между понятиями;

·            выявлять закономерности и проводить аналогии.

8) самостоятельно мыслить и творчески работать;

9) владеть нормами нравственных межличностных отношений.

 Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе. Предполагается участие школьников в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях;
участие в математических декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.) участие в интеллектуальных играх (КВН; Парад умников; Брейн - ринги; Математические турниры и т.д.)

Материально-техническая база

.    Холодова О., «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет)», в двух частях,  Москва:  РОСТ книга, 2014 г 

2.  Холодова О., «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет)», методическое пособие, 2 класс,   Москва:  РОСТ книга, 2014 г

3.  Демидова М. Ю [и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе»,   М.: Просвещение, 2010г.

4.   Керова В. Г.  «Нестандартные задачи по математике», Москва: ВАКО, 2013г.

5.  Олимпиадные задания для 2 класса, компакт-диск, Учитель, 2014г.