Радуга красок

  • (1)

В настоящее возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа  направлена  на приобщение детей к творчеству через искусство и нетрадиционные способы рисования. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других.

Работа по данной Программе дополняет и углубляет знания и умения обучающихся, приобретаемые в процессе осуществления образовательной деятельности по Основной образовательной программе Учреждения. 

преподаватели

Евгения Вячеславовна Генералова, соответствие занимаемой должности

Лидия Ивановна Артамонова, первая квалификационная категория

Светлана Валерьевна Лысикова, первая квалификационная категория

 

Содержание программы

Методические технологии и приемы нетрадиционного рисования

- Вместо кисточки - рука

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.

- Использование печатки

Ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

- Рисование пейзажа в технике  выдувания

Смочите лист бумаги чистой водой. для создания фона нанесите краски на сырой фон, дайте им растечься. На подсохший фон внизу рисунка нанесите жидкую темную краску (сине- зеленую, черную, коричневую) Подуйте из трубочки на краску, но не сверху, а снизу, как- будто толкая ее вперед. Чтобы получить мелкие веточки, трубочкой во время выдувания нужно покачать из стороны в сторону.

- Рисование пальцем

Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.

- Монотипия

Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

- Рисование по трафарету тампоном

Ребенок прикладывает трафарет к бумаге, обмакивает поролон в краску и примакивает поролон по трафарету, затем аккуратно убирает трафарет, если необходимо повторяет процедуру после высыхания краски.

- Рисование методом тычка

Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз  делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы  был выбран предмет для тычка.

-  Кляксография

В основе этой техники рисования лежит обычная клякса.  В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом. Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще  и похвалят.

-  Набрызг

Ребенок набирает краску на зубную щётку и ударяет ею о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

-  Граттаж

Ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Граттаж может быть цветным и чёрно – белым, это зависит от того, какая тушь нанесена на лист.

-  Рисование мыльными пузырями

Опустить трубочку в смесь (гуашь, мыло, вода) и подуть так, что бы получились мыльные пузыри. Чистый лист бумаги прикасать к пузырям, как бы перенося их на бумагу. Получаются интересные отпечатки, можно дорисовать детали.

-  Рисование мятой бумагой

Таким способом, например можно нарисовать стволы деревьев. Для этого смять тонкий лист бумаги, обмакнуть его в краску и, осторожно примакивая нарисовать крону деревьев. Таким же способом можно нарисовать траву, небо, снег.

- Свеча + акварель, восковые мелки + акварель

Способ получения изображения: нарисовать свечой (восковыми мелками) на бумаге. Затем закрасить  лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой (мелками)  остаётся белым (цветным).

-  Рисование солью, песком

Техника рисования построена на способности соли впитывать цветной пигмент, ее объемности и блеске при высыхании. Нужно нарисовать контур рисунка клеем ПВА. Обильно посыпать рисунок солью. Через 5–7 минут стряхнуть остатки, которые не приклеились. Кисточкой или пипеткой набрать разведенную водой акварель. Слегка притронуться краской к рисунку. Соленый клей быстро впитает пигмент.

-  Печатаем листьями на бумаге

Соберем различные опавшие листья, намажем каждый листочек гуашью со стороны прожилок. Бумага, на которой будем печатать, может быть, цветной. Прижмем лист закрашенной стороной к бумаге. Осторожно снимем его, взяв за черешок. Всмотревшись в отпечаток листа, можно увидеть в нем самом неожиданный образ и воплотить его на бумаге, дорисовав детали. А сочетание данного приема и техники “по-сырому” дает простор фантазии при тонировании листа.

Цели программы

Развитие у детей творческих способностей, средствами нетрадиционного рисования

Результат программы

Личностными результатами является формирование следующих умений: 
- развитие познавательной деятельности,

- расширение элементарных представлений детей об окружающих реальных объектах и способах взаимодействия с ними.

Метапредметными результатами является формирование предпосылок универсальных учебных действий (УУД), таких как самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия и умения взаимодействовать друг с другом.

Работа с детьми по Программе предполагает следующий результат:

- у детей будут развиваться творческие способности в художественном творчестве, а так же будет совершенствоваться ручная моторика;

- дети овладеют нетрадиционными приемами и техниками рисования;

- появится умение самостоятельно искать нужное решение;                                                           

- дети научатся моделировать и экспериментировать (поисковые действия) с художественными и нетрадиционными материалами для создания художественных образов;

- проявится умение эстетической оценки своих работ и работ других детей;

- будут развиваться навыки коммуникативного общения;

- терапевтическая функция: нетрадиционное рисование отвлекает дошкольников от печальных событий, обид, снимает нервное напряжение, страх, вызывает радостное, приподнятое настроение; обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

Особые условия проведения

В 5—7 лет возрасте на фоне общего физического развития совершенствуется нервная система ребенка: улучшается подвижность, уравновешенность, устойчивость нервных процессов. Однако дети все еще быстро устают, «истощаются», при перегрузках возникает охранительное торможение.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.д. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.д.

Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, нос, рот, брови, подбородок. Одежда украшается различными деталями.

К этому возрасту дети свободно владеют обобщенными способами анализа изображений; не только анализируют основные особенности различных предметов и образов, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Изображения становятся симметричными и пропорциональными, в работе хорошо используют зрительную ориентировку. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Старшие дошкольники быстро и правильно подбирают необходимый материал. Достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться деятельность, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности задания, как по собственному замыслу, так и по заданным условиям.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления. Начинают формироваться общие категории мышления (часть — целое, причинность, пространство, время, предмет — система предметов и т.д.).

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.                                                      

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Основные достижения данного возраста связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.  

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Материально-техническая база

Успешному выполнению поставленных задач способствует оборудованный на базе Учреждения кабинет «Изостудия» (Приложение 2), а также уголки художественного творчества в каждой группе.

Для развития устойчивого познавательного интереса к обучению, подача теоретического материала детям должна содержать элементы необычного, удивительного, неожиданного. Созданию такой обстановки способствует использование ИКТ (интерактивная доска, телевизор, ноутбуки, моноблоки, проектор). Грамотно представленный теоретический материал Программы помогает процессу понимания и усвоения его детьми.