Два шага до школы

В понятие «адаптация к школе» входят следующие составные части:

1.     развитие речи;

2.     развитие интеллектуальных способностей;

3.     развитие произвольности;

4.     развитие познавательной активности;

5.     сформированность внутренней позиции школьника.

Главное — это развитие мыслительных операций: сравнения, комбинирования, анализа, внутреннего плана действий (действия в уме), обобщения, умений выделять существенное в предметах, понятиях и явлениях окружающего мира, производить классификацию понятий. Ребенок должен уметь рассуждать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую последовательность. У ребенка должны быть развиты процессы восприятия формы, цвета, величины предмета (знание основного набора фигур, основного цветового спектра), целостности образа (умение видеть целое раньше частей).

преподаватели

  • Евстафьева Марина Юрьевна- педагог высшей квалификационной категории;
  • Катина Екатерина Вячеславовна - педагог первой квалификационной категории;
  • Комова Оксана Анатольевна - педагог высшей квалификационной категории.

Содержание программы

Математика

Раздел: Количество и счет.

Теория. Знакомство с математическими знаками «+», «-», «<», «>», «=».

Знакомство с составом числа из 2 меньших. Решение арифметических задач. Понятия: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.

Практика. Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.

Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства.

Установление равночисленности двух совокупностей (групп) предметов с помощью составления пар (равно – не равно, больше на… - меньше на…). Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью.

Начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объем жидких и сыпучих веществ. Измерение величин с помощью условных мер (отрезок, клеточка, стакан и т.п.)

Натуральное число как результат счета и измерения. Числовой отрезок.

Раздел: Числа и операции над ними.

Теория. Числа от 1 до 20 и обратно. Понятия «Число», «Цифра», «Прибавление», «Вычитание», «Слагаемое», «Сумма», «Уменьшаемое», «Вычитаемое», «Разность», «Соседи чисел».

Практика. Прямой и обратный счет в пределах 20. Порядковый и ритмический счет. Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 20 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав числа первого десятка.

Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на…, меньше на…) на наглядной основе.

Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 20

(с      использованием  наглядной  опоры). 

Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.

Раздел: Пространственно-временные представления.

Теория. Знакомство с понятиями: «Время», «Сутки», «Четверть», «Вертикаль», «Горизонталь», «Диагональ», «Отрезок», «Прямая». Знакомство с часами.

Практика. Примеры отношений: на-над-под, слева-справа-посередине, спереди-сзади, сверху-снизу, выше-ниже, шире-уже, длиннее-короче, толще-тоньше, раньше-позже, позавчера-вчера-сегодня-завтра-послезавтра, вдоль, через и др. Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году.

 Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве с помощью плана.

Раздел: геометрические фигуры и величины.

Теория.  Понятия «Цилиндр», «Вершина», «Сторона», «Четырехугольник», «Кубик», «Кирпич», «Шар», «Куб», «Линия», «Точка», «Отрезок». Функции: «Измерить», «Разделить», «Копировать». Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях.

Практика. Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек.

Сравнение предметов по длине, массе, объему (непосредственное и опосредованное с помощью различных мерок). Установление необходимости выбора единой мерки при сравнении величин. Знакомство с некоторыми общепринятыми единицами изменения различных величин. Дидактические игры и упражнения.

Раздел: Логические задачи.

Теория. «Анализ», «Синтез», «Сравнение», «Классификация», «Обобщение».

Практика. Развитие у детей приемов мыслительной активности с использованием Кубиков Никитина, Блоков Дьенеша; с помощью решений логических упражнений, ребусов, головоломок.

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

Раздел: Звуковой анализ слова.

Теория. Понятия «Звук», «Гласный звук», «Согласный звук», «Твердый согласный звук», «Мягкий согласный звук», «Ударение».

Практика. Определение последовательности звуков в слове, интонационное выделение каждого звука. Знакомство с гласными и согласными звуками, Знакомство с твердыми и мягкими согласными звуками, их отличия. Вычисление ударного слога.

 

Раздел: Знакомство с буквами.

Теория. Понятие «Буква».

Практика. Ознакомление со всеми  буквами русского алфавита ( в процессе работы по звуковому анализу слова).

Раздел: Обучение чтению.

Теория. Понятие «Чтение».

Практика. Обучение словоизменению. Формирование слогового чтения и формирование слитного чтения.

 

Цели программы

Развитие личности каждого ребенка, формирование его готовности к систематическому обучению, преодоление факторов дезадаптации за счет выравнивания стартовых возможностей каждого ребенка, позволяющих им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы.

Результат программы

 МАТЕМАТИКА

  •  Сознательно считать в пределах 20, уметь считать в прямом и обратном порядке;
  • Знание числового ряда в пределах 20, предыдущего и последующего числа,
  •  Уметь сравнивать совокупность предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать совокупность предметов двумя способами,
  • Уметь составлять и решать задачи в одно и несколько действий на сложение и вычитание,
  • Свободно ориентироваться в направлении движения, в пространственных отношениях между предметами,
  •  Различать и правильно называть геометрические фигуры, находить в предметах известные ему формы, уметь располагать на плоскости, упорядочивать размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам,
  •  Сравнивать предметы по длине, ширине, высоте,
  •  Уметь представлять состав числа, разбивать число на слагаемое, понимать отношение между смежными числами, соотносить число с количеством предметов, обозначать их цифрой.
  • Умение решать простейшие логические задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, знаков,
  •  Умение выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги,
  •  Свободно пользоваться измерительным инструментом (линейкой), измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий с помощью условной меры (бумаги в клетку),
  • Дать представления о весе предметов и способах его измерения. Сравнивать вес предметов (тяжелее – легче) путем взвешивания на ладонях.

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ 

  •  Умение интонационно выделить звук в слове и назвать этот звук изолировано,
  • Умение дифференцировать звуки: твердые, мягкие, звонкие, глухие,
  •  Определяет звук в начале слова, в середине и конце, находить слово с этим звуком в предложении,
  •  Составление звукового анализа слова,
  •  Сравнивание слова по звуковому составу,
  •  Умение различать звуки и буквы,
  •  Знание гласных и согласных звуков, твердых и мягких звуков,
  •  Составление предложений из предложенных слов,
  •  Составление схемы предложений,
  •  Сформированность слогового чтения и начальное слитное чтение.

Особые условия проведения

Участники программы должны иметь желание активно заниматься, обладать навыками счёта в пределах 10, понимать значения "Звук", "Буква".

Материально-техническая база

Материально техническая база приведена в соответствие с задачами по обеспечению реализации программы, необходимого учебно- материального оснащения образовательного процесса и созданию соответствующей образовательной и социальной среды.

Материально- технические условия реализации программы обеспечивает возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований к результатам освоения образовательной программы начального общего образования.

Для занятий необходимо иметь материально- техническую базу:

Мебель:

  •       Столы,
  •       Стулья,
  •       Стол для педагога,
  •       Шкафы для хранения,
  •       Мольберт,
  •       Доска. 

Канцелярские принадлежности:

  •  Цветные карандаши,
  •  Простые карандаши,
  •  Линейка до 10,
  •  Линейка до 20,
  •  Пенал,
  •  Тетради в крупную клетку – 2 шт.
  • Рабочие тетради