«Умники умницы»

Особенности данной программы в том, что на занятиях ребёнку предлагаются задания неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает ребят. Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Воспитанники знакомятся с основами технического моделирования и конструирования на примере изучения инструкций из альбома самоделок, чтения чертежей и эскизов, изготавливают простейшие модели из бумаги, картона.

Систематический курс, построенный на таком разнообраз­ном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребёнка.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное вы­полнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоя­тельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство. уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти умения применяют в повседневной жизни.

Педагоги

Басова Т.Н., Зыкова М.А., Волкова А.В., Шабашова Н.А., Шарапова Н.Н., Торгова Н.Б., Мальцева С.А., Коханская А.А., Моисеева Н.А., Егорова Л.А., Тугбаева С.А.

Содержание программы

Графический диктант. Рисование графических фигур - отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически мыслить, способ развития речи, так как попутно ребята составляют небольшие рассказики, учат стихи, загадки, овладевают выразительными свойствами языка. Поэтому в процессе работы с графическими диктантами развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, формируются внимание, глазомер, зрительная память ребёнка, аккуратность, фантазия, общая культура, активизируются творческие способности.Тренировка внимания. Задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, ко­торые помогают преодолеть неустойчивость внимания шестилеток, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности. К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей, объёма внимания, его устойчивости, переключения и распределения. Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути.Тренировка слуховой памяти.В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой  памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений ребята осмысливают и  прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объём слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.Тренировка зрительной памяти. В силу возрастных особенностей детей 1-ого года обучения им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий. На первых порах работы с заданиями можно допускать угадывание ответа, решения, но тут же постараться подвести детей к обоснованию ответа. При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, вы­деление главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения. Как правило, это делает педагог дополнительного образования, опираясь на ответы детей и давая точное и лаконичное разъяснение. Очень важно, чтобы пояснения, даваемые педагогом дополнительного образования, постепенно со­кращались с одновременным повышением доли участия детей в поиске решения предложенной задачи. В курс включены упражнения на развитие и совершенствование зрительной памяти. Выполняя эти задания, дети учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений дети осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения.Поиск закономерностей. Приоритетным направлением обучения является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены упражнения, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Задания по изготовлению моделей. Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера: - выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;-изготовление моделей из альбома самоделок;-изготовление моделей по техническим рисункам. Задания повышенной сложности. Методы и приёмы организации деятельности на занятиях ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей. Задания открывают широкие возможности для развития у воспитанников наблюдательности, воображения, логического мышления. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. Логически-поисковые задания. Предлагаются задачи логического характера целью совершенствования мыслительных операций: умения делать заключение из двух суждений, умения сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения, умения делать обобщения, устанавливать закономерности. Вводятся текстовые задачи из комбинаторики.

 

 

Цели программы

Развитие познавательной, развивающей и воспитывающей активности учащихся, посредствам вовлечения в творческую деятельность, в том числе по созданию динамических (подвижных) и неподвижных (стендовых) моделей.

Результат программы

Результаты освоения курса

Формируемые УУД.

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

•  Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

•  В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

•  Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога дополнительного образования.

•  Проговаривать последовательность действий.

•  Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

•  Учиться работать по предложенному плану.

•  Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

•  Учиться совместно с педагогом и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

 

Познавательные УУД:

•  Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога.

•  Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в словаре).

•  Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книгу, свой жизненный опыт и информацию, полученную от педагога.

•  Перерабатывать   полученную   информацию: делать   выводы в результате совместной работы группы.

•  Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства,

плоские геометрические фигуры.

•  Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

•  Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей

(предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

 

Коммуникативные УУД:

•  Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

•  Слушать и понимать речь других.

•  Читать и пересказывать текст.

•  Совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.

•  Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.

•  описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

•  выделять существенные признаки предметов;

•  сравнивать между собой предметы, явления;

•  обобщать, делать несложные выводы;

•  классифицировать явления, предметы;

•  определять последовательность событий;

•  судить о противоположных явлениях;

•  давать определения тем или иным понятиям;

определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; • выявлять функциональные отношения между понятиями; • выявлять закономерности и проводить аналогии

Особые условия проведения

В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты оцениваются по трём уровням.

                Первый уровень результатов —   приобретение   социальных   знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

                Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие воспитанника со своими педагогами как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

                Второй уровень результатов    —    получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

                Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ребят между собой в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

                Третий уровень результатов — получение воспитанниками опыта самостоятельного общественного действия.

Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды объединения, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Материально-техническая база

Ноутбук, интерактивная доска, проектор, рабочая тетрадь

Для педагога:

1.         Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Методическое пособие 1,2,3,4 класс + Программа курса «РПС» (О. А. Холодова М.: Издательство РОСТ. 2017..).

2.         Развитие технического творчества младших школьников. (Андрианов Н.Н., М. «Просвещение»,1990 г.).

3.         Геометрия в аппликациях (А.В. Баева. В.Ю.Лузаков. М.: ООО «Альянс-А, при участии АНОО «Ступени знаний», 2012 г.).

Для детей и родителей:

1.       Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Рабочие тетради 1, 2 часть 1-4 классы (О. А. Холодова М.: Издательство РОСТ. 2017.).

2.       Геометрия в аппликациях (А.В. Баева. В.Ю.Лузаков. М.: ООО «Альянс-А, при участии АНОО «Ступени знаний», 2012 г.).

3.       Журнал «Моделист -  конструктор».

4.       Журнал "Юный техник"