Развитие речи

Этот практикоориентированный предмет выполняет важный социальный заказ – учит успешному общению, т.е. взаимодействию людей в самых различных сферах деятельности, а также способствует приобретению учащимися инструментальных знаний о способах деятельности (типа инструкций, конкретных рекомендаций и т.п. Например, “Как слушать собеседника” или “Правила для говорящего” и т. д.).

Современный курс школьной риторики учитывает достижения лингвистической науки (в частности, лингвистике текста), психологии восприятия и порождения текста, теории общения и других смежных наук. Данная программа курса рассчитана на четыре года обучения детей 6–11 лет.

Главная цель курса – это научить современного школьника правильно, искусно и эффективно общаться друг с другом и использовать приобретенные на занятиях риторикой коммуникативные навыки и умения в реальных жизненных ситуациях.

Педагоги

Бастенчук М.О.
Батура Е.И.
Гавриленко Е.И.
Горячева С.В.
Дмитриева И.М.
Заводова В.Д.
Меркулова О.В.
Островенок И.В.
Соколова А.М.
Тарасюк Т.Ю.
Толкачева О.В.
Трусова Н.И.
Фридман Е.А.
Хабарова Л.В.

Горбатенкова Н.А.

Семиренко Н.С.

Содержание программы

1 класс (34 часа)

ОБЩЕНИЕ. Значение речи в жизни человека, общества. Виды общения. Виды речевой деятельности. Слушание. Говорение. Письменная речь. Словесная вежливость, речевой этикет. ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ.

2 класс (34 часа)

ОБЩЕНИЕ. Речевая (коммуникативная) ситуация. Виды общения. Речевая деятельность. Слушание. Говорение. Чтение. Письменная речь. Правильная и хорошая эффективная речь. ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Типы текстов. Рассуждения. Описание. Невыдуманный рассказ (о себе). Вторичные тексты. Речевой этикет. Этикетные речевые жанры. 

3-й класс (34 часа)

ОБЩЕНИЕ. Речевые (коммуникативные) задачи. Речевая деятельность. Говорение. Слушание. Чтение учебного текста. Письменная речь. Речевой этикет. Правильная и хорошая (эффективная) речь. ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Этикетные жанры. Вторичные речевые жанры. Сжатый (краткий) пересказ.  Выборочный пересказ. Аннотация. Типы текстов. Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении. Правило в доказательстве (объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении). Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила сравнения. Рассказ по сюжетным рисункам.

4 класс (34 часа)

ОБЩЕНИЕ. Разнообразие речевых ситуаций. Виды общения. Речевая деятельность. Слушание. Говорение. Письменная речь. Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная). Речевой этикет. ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Основные признаки текста. Сжатый пересказ. Этикетные речевые жанры. Вежливая оценка. Утешение. Типы текстов. Рассуждение. Описание деловое (научное). Словарные статьи. Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Газетные информационные жанры. Хроника. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии. Информационная заметка.

 

Цели программы

научить современного школьника правильно, искусно и эффективно общаться друг с другом и использовать приобретенные на занятиях риторикой коммуникативные навыки и умения в реальных жизненных ситуациях.

Результат программы

1-й класс

 

Предметными результатами изучения курса «Риторика» в 1-м классе является формирование следующих умений:

– различать устное и письменное общение;

– различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;

– уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;

– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;

– продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;

– распознавать и вести этикетный диалог;

– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

– находить по абзацным отступам смысловые части текста;

– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;

– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;

– выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;

– сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;

– сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;

– оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.

2-й класс

 

Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

– характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;

– определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;

– планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;

– осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;

– уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;

– оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;

– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;

– продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;

– определять тему, основную мысль несложного текста;

– определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);

– подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);

– анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;

– разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;

– сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;

– давать оценку невежливому речевому поведению.

 3-й класс

 

Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

– приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;

– отличать подготовленную и неподготовленную речь;

– знать особенности неподготовленной речи;

– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;

– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;

– реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;

– знать особенности диалога и монолога;

– анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;

– использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;

– знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);

– пользоваться основными способами правки текста.

 4-й класс

 

Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

– различать общение для контакта и для получения информации;

– учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;

– уместно использовать изученные несловесные средства при общении;

– определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;

– называть основные признаки текста, приводить их примеры;

– называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач;

– продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;

– вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;

 

Материально-техническая база

К техническим средствам обучения, которые могут и должны эффективно использоваться на уроках риторики, относятся:

·  DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;

·  цифровой фотоаппарат, цифровая камера (видеокамера);

·  компьютеры (желательно, с выходом в Интернет) и т.д.

Использование современных технических средств повышает мотивацию изучения этого предмета, вызывает интерес учащихся, во многих случаях экономит учебное время, так как даёт возможность наглядно представить самые разные примеры взаимодействия, создать атмосферу вовлеченности в процесс общения.