"Русские шашки"

Современность предъявляет системе дошкольного образования социальный заказ на воспитание целостной личности, обладающей широким кругозором, а так же качествами, необходимыми для успешной учебы и эффективного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Этим в большей степени объясняется рост интереса педагогов к методикам обучения детей интеллектуальным играм, в том числе русским шашкам. Ведь в процессе обучения игре в русские шашки у детей развивается устойчивое внимание, выдержка, исполнительность, инициатива; формируется познавательный интерес, мотивация к обучению. Игра помогает воспитывать дисциплинированность, усидчивость, умение логически мыслить.

          Зачастую педагоги, и родители учат детей играть в шашки, но допускают, одну и ту же ошибку: с первых занятий учат ребят расставлять все шашки и показывают ходы. В результате чего дети усваивают основные правила игры: ход шашек и дамок, бой одной или нескольких шашек, но не умеют продумывать свои действия на несколько ходов вперед, плохо ориентируются на шашечной доске, не умеют читать диаграммы, просчитывать комбинации партий.

           Для организации последовательной и планомерной работы с дошкольниками по основам шашечного искусства разработана Программа кружка «Русские шашки», предполагающая реализацию цикла обучающих занятий.

               Отличительной особенностью Программы «Русские шашки» является акцентирование внимания на подготовку детей старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля», ориентация на изучение основ игры в шашки. Программа направлена на формирование общей культуры дошкольников и развитие интереса к игре в шашки как к интеллектуальному досугу, развитие интегративных качеств, обеспечивающих социальную успешность, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение здоровья детей дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными требованиями к выпускнику детского сада.

               Содержательная связь тематического плана Программы «Русские шашки» позволяет педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач (развитие любознательности, познавательных способностей для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов, успешной социализации в современном мире), что дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

Педагоги

Ольга Алексеевна Чернова, высшая квалификационная категория

Наталья Николаевна Грибкова, высшая квалификационная категория

Светлана Владимировна Романычева, первая квалификационная категория

Евгения Сергеевна Прошина, первая квалификационная категория

Наталья Евгеньевна Купринская, высшая квалификационная категория

Галина Николаевна Кифа, первая квалификационная категория

Анастасия Владимировна Загрядская, соответствие занимаемой должности

Анастасия Александровна Сычкова, соответствие занимаемой должности

Ольга Вячеславовна Будкина, первая квалификационная категория

Руслана Сергеевна Сергейчик, первая квалификационная категория

Анна Васильевна Ходулина, первая квалификационная категория

Анна Валерьевна Вахтанцева, первая квалификационная категория

Ирина Владимировна Семенова, высшая квалификационная категория

Екатерина Николаевна Хрупова, высшая квалификационная категория

Анастасия Александровна Яскина, соответствие занимаемой должности

Содержание программы

1 год

История  шашек - 1 занятие

Азбука шашечной игры – 44 занятия

Игры на доске – 10 занятий

Работа с диаграммами – 8 занятий

Контроль знаний – турнир –  1 занятие

Всего 64 занятия  (32 недели по 2 раза в неделю)

2 год

Азбука шашечной игры (повторение) – 2 занятия

Позиционные основы – 27 занятий

Игры на доске – 2 занятия

Контроль знаний – турнир –  1 занятие

Всего 32 занятия  (32 недели по 1 разу в неделю)

Цели программы

Формирование у ребенка предпосылки к учебной деятельности посредством освоения игры в русские шашки, развитие его познавательных способностей

Результат программы

Игра в шашки – хороший тренер, она учит принимать решения, выслушивать мнения других и уметь настоять на своем, достойно выигрывать и уметь проигрывать, радоваться не только своим успехам, но и успехам сверстников. Она является прототипом будущей серьезной деятельности, а именно в игре ребенок учится развивать аналитические способности, рассчитывать возникающие позиции и оценивать их. Кроме этого, шашечная борьба требует логически мыслить, развивает и углубляет логику. В игре нужны и фантазия и аналитические способности, воля к победе и выдержка.

Особые условия проведения

В возрасте 5-7 лет на фоне общего физического развития совершенствуется нервная система ребенка: улучшается подвижность, уравновешенность, устойчивость нервных процессов.

К этому возрасту у детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления. Начинают формироваться общие категории мышления: часть - целое, причинность, пространство, время, предмет - система предметов и т.д..

Объём памяти изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства (в качестве подсказки могут выступать схемы, карточки или рисунки).

Внимание дошкольников становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.                                                      

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Психологические особенности ребенка 5-7 лет позволяют лучше координировать свои действия с партнером. У детей возрастает способность к сочинению, фантазии, комбинации различных движений.

Ребёнок 5-7 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5-7 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане). Чаще начинают употреблять и более точный словарь для обозначения моральных понятий - вежливый, честный, заботливый и др.

 В этом возрасте в поведении дошкольников формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения.

Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки.

Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.).

Дошкольники могут использовать в речи сложные случаи грамматики: несклоняемые существительные, существительные множественного числа в родительном падеже, следовать орфоэпическим нормам языка; способны к звуковому анализу простых трёхзвуковых слов.

Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения.

Дошкольники 5-7 лет проявляют интерес к разным способам выражения мысли, к языку как способу общения, к специфичным для данного языка словам, к письменности. В языке дети интересуются семантикой (смысловой стороной речи), значениями слов, могут давать их толкование.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Материально-техническая база

Для проведения занятий  необходимы:

шахматные доски с шашками в комплекте, демонстрационная доска, раздаточный материал (диаграммы)