Музей и дети

  Предлагаемая программа кружка способствует освоению музееведческих, литературно-краеведческих знаний, формированию гражданской ответственности, приобретению навыков работы с первоисточниками, выработке умений самостоятельного анализа. Активная деятельность школьников в работе кружка прививает им навыки самоорганизации и самоуправления, приобщает школьников к истории культуры родного края, пробуждает в молодом поколении чувство патриотизма.

преподаватели

Учителя истории

Содержание программы

Исторический путь Московского края. 
Первобытнообщинный строй на территории области и района.
Славянская колонизация, причины ее мирного характера.
Московский край в составе единого Древнерусского государства и в период политической раздробленности.
Монголо-татарское нашествие. Сопротивление завоевателям, его масштабы на территории края.
Основание Каширы. Каширская крепость
Первые московские князья, Культура Московской Руси. Роль монастырей.
История Московского края с древнейших времен до к. 17 в
Административные преобразования Петра I и Екатерины II. Образование Московской губернии.
Гербы городов. Герб города Каширы
Усадебная культура Каширского края.
Художественная культура, литература края 18 в.
Московский край в 1812 году. Каширяне - герои отечественной войны 1812 г.
Каширяне - декабристы.
Культура и быт края в 19 веке.
Образование, художественная культура, литература, архитектура. Каширские храмы.
Подмосковье в 18-19 веке
История села Богатищево: прошлое, настоящее, перспективы развития. Быт крестьянской избы.
Знатные люди села. Дворянские фамилии.
Земляки - ветераны войны.
История Богатищевской школы.
Социально- экономическое и политическое развитие Московского края в н. 20 века.
Революционные события 1905-1907 гг.
Подмосковье в период революций 1917 года.
Участие каширян в событиях Гражданской войны.
История строительства Каширской ГРЭС
Культура и быт населения. Образование. Городская культура, народные театры. Деятели искусства. Каширская художественная резьба.
События 1941 года на территории области и района. Московская битва
Героизм тружеников тыла.
Партизанское движение на территории края.
Боевые действия на подступах к Кашире.
Каширяне - герои Советского Союза.

Цели программы

  Цель – формирование у учащихся системы ценностей и убеждений, основанных на нравственных и культурных достижениях; воспитание гуманизма, патриотизма, уважения к традициям и истории России, Московской области и Каширского района

Результат программы

В результате обучения по данной программе каждый учащийся должен знать:

· Памятники истории, художественной и церковной культуры, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества, государства, культуры и быта, войнами, с жизнью выдающихся политических,государственных и военных деятелей, народных героев, деятелей культуры и науки.

· Знать важнейшие события, хронологические рамки,последовательность расположения во времени событий, происходивших на территории Московской области и Каширского района.

В результате обучения по данной программе каждый учащийся должен уметь:

• Соотносить единичные, местные события и исторические факты и события истории.

• Сравнивать исторические события края и России, определять в них общее и различное.

• Давать оценку событиям и их значению для истории края.

• Определять роль историко-географической среды обитания людей на территории области и района.

• Уметь ориентироваться по карте Московской области и Каширского района. Называть места, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий края, уметь рассказывать о них.

• Описывать условия и образ жизни, занятия людей, особенности быта в разные исторические эпохи.

• Объяснять цели, результат, значение деятельности известных людей и участников событий в области и районе.

• Называть памятники и произведения художественной и церковной культуры края, уметь рассказывать о них.

• Проводить поиск и оформление информационных источников по истории края, вещественных исторических источников, уметь составлять паспорт находки.

Материально-техническая база

1.      Оборудованный кабинет (музей)

2.      Учебно- методическое обеспечение программы:

-        Сухов В.В., Морозов А.Ю. и др. История Московской области. Москва. МГОУ. 2005.

-        Дудов В.Ф. История Каширского края. Учебное пособие для учащихся 8-го класса. М. Мособлполитграф. 1997.

-        Дудов В.Ф. История Каширского края. Учебное пособие для учащихся 9-го класса. М. Мособлполитграф. 1997.

3.      Методическое пособие:

-        Сухов В.В. Морозов А.Ю. и др. История Московской области. Методическое пособие для учителя. Москва. МГОУ.2005.

4.      Программы, на основании которых создана программа данного курса:

1. Программа курса «История Московской области». Авторы: Сухов В.В., Морозов А.Ю. и др. (на основе программы Осиповой Т.В. и Семенова В.В.) М., 2005.

2. Программа курса « Краеведение. 8-9 классы» Автор: Дудов В.Ф. Кашира.2003. (Рекомендовано экспертным советом при Комитете по образованию администрации Каширского района).

5.      Карты:
1. Карта Каширского района и г. Кашира. ЗАО Ресурс плюс 2003.

2. Карта Московской области. 2004.