Теремок

Программа состоит из 6 разделов, работа над которыми продолжается на протяжении всего курса обучения:

•         Основы театральной культуры;

•         Речевая культура;

•         Ритмопластика;

•         Эмоционально-образное развитие

•         Навыки кукловождения;

•          Основы коллективной творческой деятельности (работа над спектаклем).

Раздел «Основы театральной культуры» призван расширить познания детей в области театрального искусства, обеспечивая условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями в этой области. Для достижения этой цели в разделе используются следующие темы:

•          особенности и виды театрального искусства,

•          рождение спектакля,

•          театр снаружи и изнутри,

•          культура зрителя

Раздел «Речевая культура» направлен на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи. Раздел призван развить связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы, подбирать простейшие рифмы. Речевая работа основывается на упражнениях Зх видов:

•         дыхательные и артикуляционные упражнения,

•         дикционные и интонационные упражнения,

•         творческие игры со словом.

Раздел «Ритмопластика» не дублирует раздел, посвящённый музыкально-ритмическому воспитанию в системе музыкальных занятий с дошкольниками. Ритмопластические упражнения и игры обеспечивают развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущение гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, предполагающие решение следующих задач:

•          развитие двигательных способностей детей (ловкости, подвижности, выносливости, гибкости),

•          развитие пластической выразительности (ритмичности, музыкальности, быстроты реакции, координации движений),

•          развитие воображения (способность к пластической импровизации).

Раздел «Эмоционально-образное развитие» направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях. Игры раздела делятся на 2 вида:

•         общеразвивающие игры,

•         специальные театральные игры

В разделе «Навыки кукловождения» дети знакомятся с различными видами театральных кукол. Даются приёмы управления куклами различных систем: настольный и плоскостной театр, куклы би-ба-бо, куклы на гапите, ростовые куклы, теневой театр.

Раздел «Основы коллективной творческой деятельности (работа над спектаклем)» включает знакомство с пьесой, работу над этюдами и подготовку к постановке спектакля. Основной принцип: самостоятельность ребёнка в выборе роли, предоставление свободы для творчества и самостоятельного решения проблем, возникающих в процессе работы над спектаклем.

преподаватели

Педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель высшей квалификационной категории - Королёва Елена Александровна

Содержание программы

Содержание занятий, формы и методы их проведения способствуют одновременно достижению 3-х основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества; социально-эмоциональному развитию детей.

Занятия в основном имеют трёхчастную структуру: беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности воспроизведения, и строятся по единой схеме:

•      введение в тему, создание эмоционального настроения;

•      театрализованная деятельность (в разных формах), где педагог и каждый ребёнок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;

•      эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

Форма занятий - групповые и индивидуальные занятия.

Задачи обучения:

Образовательные: обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства, обучить приёмам творческой деятельности в театрализованных играх, познакомить с различными видами кукольного театра и общими правилами кукловождения.

Развивающие: развить зрительное и слуховое внимание, память, фантазию, воображение, естественные психомоторные способности дошкольников, развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию и дикцию на материале скороговорок и стихов, развивать умение пользоваться разнообразными жестами, создавать образы с помощью выразительных пластических движений.

Воспитательные: воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками, способность работать в коллективе, воспитывать культуру поведения в театре

Цели программы

Цель программы развития эстетических способностей средствами театрального искусства заключается в раскрепощении творческих возможностей детей и гармонизации отношения ребёнка с окружающим миром, что в дальнейшем послужило бы ему защитой от социальных и межличностных противостояний.

Образовательные: создание условий для активизации у ребёнка эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения, овладение основами театрального искусства, создание условий для культурного, социального и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности,

Развивающие: формирование условий для творческого раскрытия личности ребёнка через приобщение к театральной культуре, развитие средствами театрального искусства эмоциональной сферы, воображения, ассоциативного мышления, памяти, речи дошкольника, развитие познавательных способностей и коммуникативных качеств ребёнка.

Воспитательные:     способствовать самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы, побуждать к состраданию и сопереживанию, воспитание творческой направленности личности, способной к успешной самореализации в современном мире.

Результат программы

В результате изучения учебной дисциплины дети могут:

-         Называть различные виды театра, охарактеризовывать театральные профессии.

-         Действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно.

-         Уметь снимать напряжение с отдельных групп мышц.

-         Запоминать заданные позы и мизансцены.

-         На сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия.

-         Уметь действовать с куклой с заданным текстом, координируя действие и интонацию.

-         Запоминать и описывать внешний вид любого ребенка.

-         Знать 5—8 артикуляционных упражнений.

-         Уметь делать длинный выдох при незаметном коротком вдохе, не прерывать дыхание в середине фразы.

-         Уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно.

-         Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

-         Уметь выразительно прочитать наизусть диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями.

-         Уметь составлять предложения с заданными словами.

-         Уметь строить простейший диалог.

-         Уметь сочинять этюды по сказкам.

Особые условия проведения

-

Материально-техническая база

1.    Технические средства обучения:

Аудио и СD - проигрыватель с набором кассет и компакт-дисков

1.     Звуки, голоса и шумы окружающего мира.

•         Выпуск 1, музыка и театр.

•         Выпуск 2, транспорт, боевые действия.

•         Выпуск 3, Птицы, животные.

2.     Гладков Г. А может быть корова?

3.     Гладков Г. Пластилиновая ворона.

4.     Детские песни. (Созвездие хитов2)

5.     Злодейские песенки.

6.     Мои любимые песни.

7.     Песенки-загадки. Детская шоу-группа «Веснушки».

8.     Потешки, прибаутки - веселья минутки. Развивающая программа для самых маленьких.

9.     Радынова О. П. Мы слушаем музыку.

10.  Союзмультфильму 60 лет.

11.  Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 1, 2, 3 класс. Сост. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. (8 кассет).

12.  Чайковский П. И. Времена года.

13.  Шаинский В. Чему учат в школе.

14.  На зарядку становись. Ритм музыка для детей 5-7 лет.

15.  Каникулы. Ритм музыка для детей 7-10 лет

16.  Ладушки. Ритм музыка для детей 7-10 лет.

17.  Железнова Е. Пальчиковые игры «10 мышек» (2 кассеты)

18.  Серия «Слушаем музыку».

•         Солнышко.

•         Весёлый музыкант.

•         Ходит месяц над лугами.

•         Спой нам ветер.

19.  Моя Россия. Популярные произведения для детских хоров.

20.  Буренина А. И. «Ритмическая мозаика» 4 выпуска.

21.  .Суворова Т. И «Танцевальная ритмика» 5 выпусков

2. Учебно-наглядные пособия:

•         сюжетные картинки с изображением различных сказок

•         карточки-пиктограммы «Разные настроения», «Персонажи сказок и литературных произведений»;

•         схематичные картинки («говорящие»);

•         иллюстрации для ролевых диалогов.

Материально-техническое обеспечение

Наличие кабинета, музыкального зала, мебели, музыкального центра, видео - аппаратуры.

1.    Предметное оборудование:

куклы бибабо, настольные куклы, плоскостной театр, теневой театр, ростовые куклы, декорации, ширмы, костюмы, маски, султанчики, флажки, ленты, платочки, листочки, цветы.

2.    Музыкальные инструменты:

Колокольчики, треугольники, барабаны, бубны, деревянные ложки, колотушки, коробочка, свистульки, погремушки, маракасы, трещотки, металлофон, ксилофон, звоночки.