"Творческий калейдоскоп"

Программа «Акварелька» вводит ребёнка в удивительный мир творчества, и с помощью разных видов художественного творчества, у ребёнка появляется возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у воспитанников изобразительных, художественно-конструкторских способностей; нестандартного мышления, творческой индивидуальностти. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать её в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя её и на отношения с людьми, с окружающим миром.

         Бумага  как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (лёгкость обработки). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы. Любая работа с бумагой – складывание, вырезание,  плетение не только увлекательна, но и познавательна. Бумага даёт возможность ребёнку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.

         В работе с бумагой дети познакомятся со различными техниками. Рассмотрим их.

Торцевание. Этот вид бумажного творчества переживает второе рождение. Ребята окунутся в мир необычной аппликативной мозайки, создаваемый из небольших кусочков гофрированной (крепово) бумаги.

Квиллинг., бумагокручение, бумажная филигрань-искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объёмные или плоскостные композиции.

Модульное оригами. Это увлекательная техника создания объёмных фигур из модулей. Целая фигура собирается из множества одинаковых частей (модулей).

Айрис-фолдинг- техника складывания полос цветной бумаги под углом  в виде закручивающейся спирали. Айрис фолдинг применяют для украшения открыток, записок, книг, фотоальбомов, коллажей и т.д.

-Обрывная аппликация-один из видов многогранной техники аппликации. Всё просто и доступно, как в выкладывании мозайки. Составляя картину из разноцветных кусочков бумаги, их предварительно смачивают и обрывают по контуру из целого листа, в результате возникает эффект акварельной или даже масляной живописи.

         Пластилинография-эффектное средство компенсации и коррекции зрительной недостаточности несформированности двигательных навыков. Поэтому рисование пластилином благотворно складывается и на развивающемся вербальном аппарате ребёнка. В процессе занятий с пластилином ребёнок начинает проявлять творческие способности, развивается умелость рук, движения обеих  рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребёнок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо.

         Монотипия-это графическая техника. В переводе с греческого языка монотипия-один отпечаток. Рисунок сначала наносится на ровную и гладкую поверхность, а потом он отпечатывается на другую поверхность. Монотипия помогает дошкольникам развивать фантазию, воображение, пространственное мышление. Это увлекательное и интересное занятие.

 Кляксография- это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы.Раздувая кляксы нельзя точно предугадать как они разойдутся, перельются друг в друга, и каков будет окончательный результат. Также рисование выдуванием через соломинку  укрепляет здоровье и силу лёгких и дыхательной системы(что особенно полезно при кашле).

  Рисование «по - сырому»-акварельная живопись по влажному листу с применением соли для создания фактурного эффекта, что способствует развитию мелкой моторики пальцев детей.

         Пальчиковое рисование - нетрадиционная техника рисования пальчиковыми красками подушечками пальцев и ладошками.

         Декоративное рисование элементов народной росписи и составление композиций из этих элементов гуашевыми красками.

         Художественное творчество - показатель общего психологического и педагогического развития ребёнка. Педагогически важно понимание художественного творчества как отражения ребёнком окружающего мира и социальной действительности, которое сочетается с самовыражением, т.е. таким характером деятельности, когда ребёнок стремится, а педагог создаёт предпосылки для выражения ребёнком собственного представления о мире, о самом себе и о своём месте в мире. А самое главное, дети никогда не останутся равнодушными ко всему прекрасному.

преподаватели

Зеленкова Любовь Александровна

Содержание программы

1.     Знакомство с различными видами бумаги.

2.     «Деревья в осеннем лесу». Бумагопластика.

Беседа об осени, её признаках. Показ иллюстраций, проведение пальчиковых игр. Предложить детям создать коллаж из разного вида бумаги с использованием природного материала.

3.     «Дары осени». Бумагопластика.

Сформировать представления об овощах и фруктах, их классификация, сравнение и обобщение, описание плодов (название, где растёт, цвет, форма, величина, какой на вкус, как использутся человеком) .Дети самостоятельно выбирают материал и тему своей работы после рассказа педагога.

4.     «Приметы осени». Кляксография.

 

5.     «Моё лукошко». Лепка из пластилина.

 

6.     «Осеннее дерево». Пластилинография.

 

7.     «Тонкая рябина». Рисование рябиновых гроздей методом «тычка».

8.     Знкомство с городецкой росписью.

Познакомить детей с городецкой росписью, её особенностями, растительным орнаментом, элементами-«розаны», «купавки», «листья», ягоды, а также последовательностью их написания от «подмалёвка» до «оживки». Предложить детям выполнить упражнения по образцу.

 

9.     «На ярмарке». Дополнение декоративной композиции по мотивам Городца цветочным орнаментом.

10.                       Знакомство с техникой обрывная аппликация. «Домик в деревне».

11.                       Знакомство с хохломской росписью.

Познакомить детей с хохломской росписью, её особенностями, растительным орнаментом, элементами-«травка», «кудрина», листья, ягоды; характерной цветовой гаммой, а также последовательностью их написания. Предложить детям выполнить упражнения по образцу.

 

12.                       «Золотая Хохлома». Узор в круге.

13.                       Знакомство с пластилинографией.

 

14.                       «Зимний пейзаж». Обрывная аппликация.

Познакомить детей с жанром живописи-пейзажем как изображением природы. Повторить признаки зимы. 

15.                       Пальчиковое рисование (ладошками) «Весёлые осьминожки».

 

16.                        «Здравствуй, Дедушка Мороз». Пластилинография.

 

17.                       «Пингвины на льдине». Бумагопластика.

 

18.                        Знакомство с техникой «Квиллинг».

Дать первоначальное представление о технике работы с бумагой квиллинге-простейших приёмах прокручивания бумажных лент. Выполнить с детьми упражнения на прокручивание. Дать представление об использованиии и возможностях квиллинга. Рассказать историю возникновения техники.

19.                        «Снегирь на ветке». Бумагопластика с элементами квиллинга.

 

20.                        Монотипия «Сестрички-синички».

 

21.                       Знакомство с рисованием по сырому листу.

22.                       «Зимняя сказка». Набрызг.

23.                       «Подарки нашим защитникам». Пластилинография.

24.                       «До свидания, Снеговик!» Пальчиковое рисование.

Повторить приёмы пальчикового рисования: подушечками пальцев, ладошками и др.

25.                       «Мамочка, милая моя». Бумагопластика.

26.                       «Мимоза». Бумагопластика.

 

27.                       «Моя любимая игрушка». Пластилинография.

28.                       «Весенний букет». Рисование ладошками.

29.                       Знакомство с техникой «Торцевание». «Моя любимая кошка».

 

30.                       «Черепаха». Монотипия.

 

31.                       «Подснежник». Пластилинография.

Упражнять детей в выполнении пластилинографии, предложить подобрать соответствующие приёмы по образцу.

32.                       «Подводный мир». Смешанная техника.

Расширить и уточнить представления об обитателях подводного мира. Предложить выполнить фон акварелью «по-сырому», высветлить участки воды с помощью соли, рыбок выполнить в технике бумажной аппликации.

33.                       Знакомство с техникой «Айрис-холдинг».

Рассматривание готовых поделок, рассказ об истории. Предложить на выбор несколько вариантов.

34.                       «Майские цветы». Кляксография.

Повторить знакомые названия майских цветов. Повторить способ рисования из красочных капель(клякс), применить для рисования стеблей выдувание кляксы с помощью –трубочки, для рисования соцветий-применить нить.

35.                       Знакомство с техникой «Модульное оригами». «Лебедь».

Рассказать историю возникновения модульного оригами. Рассмотреть готовые поделки. Приступить к выполнению из готовых модулей с помощью педагога одной большой поделки «Лебедь».

36.                       «Лебедь» Модульное оригами.Закончить выполнение поделки «Лебедь». Подвести итоги за год.

 

Цели программы

Создать условия  для формирования эстетически развитой творческой личности; опираться на интегрированный подход; содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере совместного творчества взрослого и ребёнка, через различные виды бумажной пластики, пластилинографии, живописи акварелью и декоративного рисования гуашью.

Результат программы

В результате обучения по данной программе предполагается выявление и осознание ребёнком своих потребностей, формирование кросскультурных  и специальных компетенций - умений, способов самоконтроля, развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера; художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; овладения навыками культуры труда, улучшения своих коммуникативных способностей и приобретении навыков работы в коллективе.

Особые условия проведения

Программа предусматривает реализацию обучающих, воспитательных и развивающих задач.

·        Обучающие: сформировать умения работать с материалами, которые используются в бумажной пластике и с различными техниками, способами и приёмами работы с разнофактурной бумагой; сформировать умение выполнять поделки в технике пластилинографии; познакомить с нетрадиционными техниками рисования акварелью и гуашью; познакомить с известными народными промыслами; сформировать умение выполнять простейшие элементы народной росписи (хохломской, городецкой).     

·         Воспитательные: воспитывать аккуратность, терпение, толерантность, чувство взаимопомощи, ответственности за порученное дело, самостоятельность, бережное и экономичное отношение к используемым материалам; прививать стремление к творчеству; воспитывать чувство патриотизма.

·        Развивающие: развитие мелкой моторики рук, что в свою очередь влияет на развитие речи детей; развитие творческих способностей детей, фантазии, воображения.

         Отличительной особенностью программы является то, что она включает в себя создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике модульное оригами, айрис - фолдинг, квиллинг, торцевание; используются также природный материал и бросовый.

         Работы детей используются в оформлении интерьера и холла ДОО. Они служат дополнением в оформлении уголка для родителей.

В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.