"Юный гидролог" Горетово

Актуальность данной программы заключается в том, что ребёнок вовлекается в социальные отношения через
отношение к природе, обществу, между детьми, педагогами и воспитанниками, через общественные и научные организации. Программа также способствует оздоровлению детей: занятия в большинстве проводятся на воздухе, лишены статичности, дети находятся в постоянном контакте с природой, что обеспечивает устойчивый эмоциональный уровень.
Она решает проблемы занятости подростков в свободное от учебного процесса время, адаптации в социуме, а также помогает реализовать познавательный интерес ребят на практике. В ней формируются знания профильного характера, учитывающие способности и интересы обучающихся, их подготовку к будущей профессии – гидролога, океанолога, эколога.
Вода – уникальное вещество на нашей планете, которое изучается практически всеми науками естественнонаучного цикла (биологией, химией, экологией, физикой). Очень важно продолжить формирование в сознании учащихся важнейшие понятия о гидросфере, как жизнеобеспечивающей оболочки Земли.
Мировоззренческий аспект программы связан с тем, что изучение гидросферы играет значительную роль в жизни человека и человеческого общества – это одна из фундаментальных областей знаний. Вода – начало всех начал, географическая форма движения материи, представляющая собой диалектическое единство взаимосвязанных и переходящих друг в друга климатических, гидрологических и геоморфологических процессов.
Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений, обеспечивает преимущественное внимание к изучению водных объектов своей местности, способствует воспитанию любви к Родине, играет большую роль в экологическом воспитании.
Программа «Юный гидролог» способствует формированию активной жизненной позиции обучаемых, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие. Практические исследования природы своего края дают богатейший материал, который успешно используется на конференциях, для участия в конкурсах.

преподаватели

Третьякова Ирина Валентиновна

Содержание программы

Содержание занятий по программе предполагает активное использование элементов технологии развивающего
обучения, технологии проектной деятельности, технологии исследовательской деятельности. Особое внимание на занятиях уделяется формированию у детей умений анализировать материал, сопоставлять факты. Данные умения необходимы им для проведения исследований и обработки полученной информации.
Кружок “Юный гидролог” рассчитан на обучающихся среднего звена (12 – 14 лет), имеющих знания в области географии, биологии, экологии и начальный опыт выполнения исследовательских проектов. Набор в группу производится на свободной основе в начале учебного года. Объем и степень сложности материала рассчитан на детей разного уровня подготовки и на постоянный состав группы.

Цели программы

Цель: создать условия для индивидуального развития обучающихся путем привлечения к работе по изучению
водных объектов родного края, проблем экологического состояния природной среды и практическому участию в
решении природоохранных задач.

Результат программы

Планируемые результаты.
Обучающиеся должны знать:
- физические и химические свойства воды и её значение в быту;
- объекты гидрологии, расположенные в окрестностях родной деревни, в Можайском городском муниципальном округе, Московской области;
- владеть понятийным аппаратом и методиками описания водных объектов;
Обучающиеся должны уметь:
- пользоваться разнообразными источниками информации;
- вести наблюдения в природе, производить измерения, делать забор воды;
- пользоваться специальными гидрологическими приборами;
- самостоятельно подготовить проект и защитить его.
Личностные результаты:
- осознают ценности географического знания о гидросфере как важнейшего компонента научной картины мира;
- формируют устойчивые установки социально-ответственного поведения в географической среде - среде
обитания всего живого, в том числе и человека.
- умеют взаимодействовать с людьми, работать в группе, вести дискуссию.
Метапредметные результаты:
- способны к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений
- умеют организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
- оценивают достигнутые результаты;
- умеют вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразовывать и презентовать с помощью технических средств и информационных технологий.
Предметные результаты:
- выясняют причины разного «поведения» рек, определяют роль климата в жизни рек;
- объясняют значение рек в жизни человека и рассказывают о их роли в своей жизни и хозяйственной деятельности
- приводят примеры природоохранных мероприятий;
- готовят иллюстрации к коллективному мини-проекту «Природа родного края»;
- рассказывают о водоёмах и реках своего родного края, сопроводив свой рассказ показом изображений;
- знают названия гидрологических приборов и их назначение;
- могут проводить несложные исследования свойств вод.

Особые условия проведения

Нет

Материально-техническая база


п\п
Наименование прибора
(материала)
Назначение
1. Карта Можайского
водохранилища.
Определение местоположения.
2. Рейка водомерная
Белый диск
фотомутномеры
Определение уровня воды,
прозрачности
мутности.
3. Термометр Измерение температуры вод
4. Банки стеклянные с притертой
или полиэтиленовой крышкой;
банки стеклянные с воронками
Транспортировка и хранение
проб воды.
5. Сачок водный
(гидробиологический)
Взятие образцов водной фауны
и флоры
6. Посуда химическая: колбы
мерные, мерные цилиндры,
пипетки, предметные и покровные
стёкла, чашки Петри, стеклянные
палочки, трубочки, пробирки,
воронки.
Для качественных и
количественных анализов
7. Оптические приборы: лупа
бинокулярная, микроскоп
биологический х200 и х400.
Наблюдение за
микрообъектами.
Методики определения органолептических показателей.