"Развитие познавательных способностей"

Настоящий этап развития общества диктует необходимость такой организации образовательного процесса, где ведущими целями становится развитие способностей и познавательных интересов детей. Курс «Развитие познавательных способностей» разработан как дополнение к курсу «Математика»  и не дублирует школьную программу.

Программа  способствует  расширению математических, в частности геометрических, знаний и представлений младших школьников, развитию на их основе пространственного воображения; формированию у детей графической грамотности и совершенствованию практических действий с чертёжными инструментами; овладению учащимися различными способами моделирования, развитию элементов логического и конструкторского мышления, обеспечению более разнообразной практической деятельности младших школьников. Способствует формированию умения решения логических задач, знакомит учащихся с различными приёмами составления и решения математических ребусов и загадок.

Педагоги

Лыжина Надежда Александровна
Клиндухова Анна Александровна
Анохина Галина Ивановна
Ермакова Виктория Сергеевна
Ручкина Ирина Анатольевна
Заварзина Валентина Петровна
Кашина Елена Викторовна
Мчедлидзе Светлана Ивановна
Цыбискина Алёна Николаевна
Шустова Анастасия Александровна
Зинченко Диляна Маратовна
Заморева Елена Викторовна
Вараксина София Александровна
Алленова Любовь Юрьевна
Короткова Евгения Викторовна
Бурунова Ольга Николаевна
Марьева Елена Юрьевна
Уколова Елена Дмитриевна

Содержание программы


Основное содержание курса представлено  крупными разделами: «Геометрическая составляющая курса», «Конструирование», «Решение логических задач», «Составление и решение математических ребусов и загадок».
Геометрическая составляющая
Точка. Линия. Линии прямые и кривые.  
Виды многоугольников: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и т. д. Периметр многоугольника.  
Периметр многоугольника. Площадь прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольного треугольника.  
Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга) 
Конструирование
Виды бумаги. Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону, разрезание ножницами, соединение деталей из бумаги с использованием клея.
Преобразование листа бумаги прямоугольной формы в лист квадратной формы.  
Конструирования различных геометрических фигур, бордюров, сюжетных картин. Знакомство с техникой «Оригами» и изготовление изделий с использованием этой техники. Чертёж. 
Решение логических задач:
задачи – головоломки;
задачи с недостающими и лишними данными;
задачи на нахождение недостающей фигуры в ряду;
обратные и взаимообратные задачи.

Цели программы

Способствовать развитию числовой грамотности учащихся, дать первоначальные геометрические представления, усилить развитие логического мышления и пространственных представлений детей.

Результат программы

- Формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений;
- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
- формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Особые условия проведения

Нет

Материально-техническая база

 Материальная развивающая среда включает: учебный класс, методическую литературу, компьютер (ноутбук).
Рабочая зона педагога содержит письменный стол, стул, шкаф с пособиями, ТСО, методическую литературу и документацию. Зона для проведения занятий содержит свободное пространство для занятий, стулья и столы для детей, доску. 
Развивающая познавательные способности  среда предполагает создание комфортного психологического климата в группах для плодотворного творческого сотрудничества, ситуации «успешности» для каждого ребенка. 
Программа обеспечена наглядным материалом –  карточки, ребусы, геометрический материал, раздаточный материал, методическими видами продукции – это разработки тестов, бесед, практических занятий по математике.
Информационное обеспечение: Интернет-ресурсы, содержащие обучающие аудио-видео-фото источники.