Пушкинская школа

В настоящее время остро стоит вопрос о сохранении национального самосознания  русского человека. Приобщение к живым источникам русской культуры и русской духовности, сконцентрированным в русской классической литературе, может решить этот вопрос положительно. По определению учёных, А.С.Пушкин – создатель «грамматики» русской культуры. Он обладает той энергией творчества и красотой формы, через которую можно дойти до сердца каждого ученика. Поэт учит не только проживать и размышлять вместе с ним, но даёт возможность постигать мир, а главное – упорядочить знания о мире. Энциклопедичность описания мира в произведениях А.С.Пушкина  даёт возможность ученику, ещё не обладающему  собственным жизненным  опытом, ориентироваться в жизни. Это свойство творчества Пушкина делает знакомство с ним своего рода ключом познания русской культуры и действительности. Изучение пушкинского Слова вооружит ученика ясностью разума и «высоким стремленьем» дум.                                                                                                       

 Чтение и обсуждение внепрограммных произведений А. С. Пушкина на занятиях кружка  поможет учащимся воспринять и осмыслить художественный мир поэта во всей полноте.  Изучение  творчества великого поэта должно вестись в тесной взаимосвязи учебных и внеурочных занятий.

Содержание программы

Содержание курса «Пушкинская школа»  предполагает усиление практической направленности,  для чего в программе курса предусмотрены разделы «Экскурсия по школьному музею А. С. Пушкина», «Сказки А. С. Пушкина в разных видах искусства», «Пушкинские времена года»,  «Защита проектов»; «Семейные викторины», «Проба пера!».

Цели программы

Цель:

а) сформировать у учащихся устойчивый интерес к личности и творчеству А. С. Пушкина через изучение произведений о поэте;

б) приобщить учащихся к чтению и изучению пушкинского наследия;

в) развивать  и совершенствовать творческие способности учащихся через непосредственное   участие во всех мероприятиях, связанных с жизнью и творчеством великого поэта.

Результат программы

1.Знание фактов:

 а) называть: основные факты жизненного и творческого пути поэта;

 б) содержание литературных произведений, подлежащих обязательному

      изучению;   

  в) наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов,       

     подлежащих  обязательному изучению (по выбору);

2. Хронологические знания и умения:

а) называть даты важнейших событий в жизни А. С. Пушкина и России,

   хронологические рамки периодов творчества А. С. Пушкина;

б) устанавливать последовательность и длительность событий в рамках того или

    иного периода творчества поэта.

3. Показывать на географической карте:

а) места России, связанные с жизнью и творчеством А. С. Пушкина;

б) территории Орловской области, связанные с именем поэта;

в)  места расположения культурных достопримечательностей  региона;

4. Работа с источниками:

а) работать с книгой, определять принадлежность художественного

    произведения  к одному из литературных родов и жанров; 

              б) выявлять авторскую позицию, выражать свое отношение к прочитанному 

                  произведению;                                                                                                                               

в) рассказывать (устно или письменно) о наиболее значительных событиях                  

   в творческой жизни А. С. Пушкина;

в) давать описание и  характеристики: а) литературным героям; б) историческим

событиям, описанным в произведениях Пушкина; в) памятникам художественной

культуры  г.Москвы и области, связанным с именем поэта;

г) участвовать в групповой и индивидуальной  исследовательской работе:

определять ключевые моменты дискуссии; формулировать собственную позицию

по обсуждаемым вопросам; 

д) представлять результаты: индивидуальной и групповой литературно-познавательной деятельности в формах конспекта,  реферата; литературного  сочинения; литературной гостиной, вечера – памяти, исследовательского проекта, публичной презентации.