Наша Вселенная

Астрономия, одна из удивительнейших и старейших наук, является одним из средств формирования материалистического мировоззрения у детей дошкольного возраста. Формирование естественно-научной картины мира у детей старшего дошкольного возраста, показ ее эволюции способствуют развитию у детей наблюдательности, умения осмысливать результаты наблюдений, креативности, любознательности, коммуникабельности, ответственности.

Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. История российской космонавтики имеет в наличии большое количество ярких фактов и примеров, способствующих патриотическому воспитанию обучающихся. Планетарий для дошкольников направлен на развитие кругозора детей, формирования у них познавательной активности.

Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая нас природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает наше внимание, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие.

Занятия астрономией не только доступны и интересны дошкольникам, но и полезны им, потому что способствуют расширению кругозора, любознательности и познавательных возможностей, внося тем самым существенный вклад в подготовку детей к обучению в школе.

Космические исследования выходят на всё новые и новые этапы, происходят новые интереснейшие и удивительные открытия. А мини-планетарий «Наша Вселенная» является тем местом, где можно узнать новое и интересное о мире Космоса, где пересекаются многие науки, творчество и искусство.  Реализация дополнительной общеобразовательной программы «Наша вселенная» предполагает формирование представлений детей о космонавтах, полётах в космос, о Земле как общем доме, познание о Вселенной. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ программы включают в себя не только изучение астрономии, но и исследовательскую творческую деятельность обучающихся с использованием  новейших  мультимедийных  компьютерных  технологий. Для обучения детей используются мобильные планетарии в комплекте для помещения и улицы. Воздушные планетарии имеют купола двухслойные, надувные с нагнетателем воздуха, проектором, медиа-плеером, сферическим зеркалом, акустической системой, утепленными матами и лицензионными фильмами о Вселенной. 

преподаватели

Мартыненко Наталья Александровна

Содержание программы

Раздел 1. Наука астрономия

 Тема 1.1. Что такое астрономия?

Тема 1.2. Планетарий.

Раздел 2. Вселенная

Тема 2.1. Наша Вселенная.

Раздел 3. Планеты, стройся!

Тема 3.1. Знакомство с Солнечной системой.

Тема 3.2. Планета Меркурий.

Тема 3.3. Планета Венера.

Тема 3.4. Планета Марс.

Тема 3.5. Планета Юпитер.

Тема 3.6. Планета Сатурн.

Тема 3.7. Планета Уран.

Тема 3.8. Планета Нептун.

Тема 3.9. Планета Плутон.

Тема 3.10.  Рисование «Планеты Солнечной системы».

Раздел 4. Планета Земля.

 Тема 4.1.  Планета Земля.

 Тема 4.2. Земной шар на столе.

 Тема 4.3. День и ночь

Тема 4.4.  Смена времен года

Раздел 5. Луна

Тема 5.1.  Луна – спутник Земли.

Раздел 6.  Звезда, дарящая нам жизнь

Тема: 6.1. Солнце - большая звезда

Раздел 7. В гости к Звездочету

Тема 7.1. В гости к звездам

Дидактическая игра «Найди одинаковые ракеты и соедини их»,      «Посчитай вместе с Белкой и Стрелкой звезды» (помоги Белке и Стрелке посчитать звезды и запиши результат в клеточки).

Тема 7.2. Звезды светят постоянно.

Тема 7.3. О чем рассказал телескоп

Раздел 8.  Спутник

Тема 8.1. Спутник.

Конструирование из бросового материала на тему: «Спутник Земли».

Раздел 9. Животные в космосе.

Тема 9.1. Животные в космосе.

 В гостях у Белки и Стрелки «Найди четвертый лишний».

Раздел 10. Покорители космоса

Тема 10.1. Первый в космосе. Гагарин Ю.А.

Тема 10.2.  Космонавты

Теория: Женщина – космонавт В.В.Терешкова. Валентина Владимировна Терешкова –  первая  женщина-космонавт планеты Земля. Алексей Архипович Леонов. Герман Степанович Титов.

 Дидактическая игра «Собери в полет космонавта»

Раздел 11. День Земли! Берегите Планету!

 Тема 11.1. Берегите природу!

Тема 11.2.  Бросим умный взгляд на мусор.

 Проблемы загрязнения окружающей среды. Принципы системы раздельного сбора мусора и утилизация бытовых отходов. Возможность вторичного использования бросового материала.

 Правильность сортировки мусора. Изготовление различных предметов из бросового материала по выбору детей.

 Тема 11.3. Рисование «Голубая Планета Земля»

 Земля – единственная планета, на которой возможна жизнь.

 Рассматривание иллюстраций Планеты Земля. Рисование детей.

Тема 11.4. Олимпиада естественнонаучной направленности «День Земли» 

 Олимпиада, посвященная Дню Земли. Объяснение заданий по олимпиаде.

  Выполнение заданий. Награждение детей.                      

Раздел 12. Гагаринский урок.

Тема 12.1. Квест-игра «12 апреля День космонавтики».

Теория: Объяснение правил квес-игры, посвященному Дню космонавтики

Практика: Выполнение заданий по квест – игре. Награждение команд.

Раздел 13. Авиаконструктор Королев С.П.

Тема 13.1. Люди мечтают.

Теория: Знание детей об эволюции летательных аппаратов. Знакомство с деятельностью авиаконструктора Королева С.П.

 Конструирование из бумаги и бросового материала на тему: «Самолет»

Раздел 14. Чтение художественной литературы Чтение художественной литературы.

Тема 14.1. «Сказки про космонавтов». «Путешествие космонавта по фамилии Савушкин». В.Роньшин

Теория: Чтение сказки.

Практика: Беседы по содержанию. Дидактическая игра на закрепление о Солнечной системе.

Раздел 15. Неопознанный летающий объект.

Тема 15.1. Неопознанный летающий объект.

 НЛО – неопознанный летающий объект, наблюдаемый объект, напоминающий летающий аппарат, принадлежность которого не определена земными наблюдателями.

 Лепка с использованием бросового материала «НЛО и Пришельцы»

Раздел 16. Мы и космос

Тема 16.1. Выставка рисунков и поделок «Мы и космос»

Тема 16.2.  Викторина Что, где, когда? «Мы и космос».

Цели программы

Развитие у детей дошкольного возраста естественнонаучных знаний, элементарных представлений о космосе посредствам познавательно-исследовательской деятельности с использование оборудования кабинета Мини-планетария "Наша Вселенная" и мобильных надувных планетариев.

Результат программы

1. Требования к знаниям и умениям – у обучающихся сформируются знания представлений об устройстве Солнечной системы, основных космических явлениях, покорителях космоса; развитие мыслительных способностей, умений самостоятельно делать выводы, умозаключения.

 2. Компетенции и личностные качества – сформируются основы знаний общей картины мира в единстве и разнообразии природы и человека; сформируются коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

3. Метапредметные – у  обучающихся сформируется навык составлять рассказы, используя результаты исследовательских наблюдений;умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, связанных с окружающим миром.

Материально-техническая база

  • Кабинет мини-Планетарий «Наша Вселенная»;
  • Мобильные планетарии в комплекте для помещения и для улицы. Купола  двухслойные,  надувные  с нагнетателем воздуха, проектором, медиа-плеером, сферическим зеркалом, акустической системой, утепленными матами и  лицензионными фильмами  о Вселенной;
  • Телескоп зеркально-линзовый Sky-Watcher BK MAK127EQ3-2;
  • Астропланетарий Bresser Junior;
  • Модель «Строение солнечной системы»;
  • Телевизор с кронштейном Panasonik  АS600;
  • Планеты из пенопластовых шаров: Земля, Нептун, Уран, Юпитер, Сатурн, Марс, Венера, Луна, Меркурий, Плутон;
  • Методическое пособие "Расскажите детям о космонавтике" Карточки для занятий в детском саду и дома   5-7 лет;
  • CD-Диск "Астрономия для дошкольников 5-7 лет, Режиссёр Роберт Саакянц;
  • CD-Диск «Исследуем Космос. Путешествие к звездам начинается»;
  • Астрономия для дошкольников "Как объяснить детям науку, Вайткене Л.Д., Гусев И.Е., Лавроненко А.Г.;
  • Методическое пособие "Веселая астрономия для дошкольников" Нищев В.М., Нищева Н.В.;
  • Отличная Энциклопедия "КОСМОС" Волкова В.Н.;
  • Географический атлас "МИР и человек";
  • Методическая литература "Тематические недели в детском саду. ФГОС "Покорение космоса" Скоролупова О.А.;
  • Энциклопедия «Космос»;
  • Самая полная детская энциклопедия «Солнечная система в вопросах и ответах»;
  • Картотека «Загадки о космосе»;
  • Демонстрационные плакаты «Раз планета, два комета…» Дошкольникам о звездах и планетах. Астрономия для малышей Нищева Н.В.;
  • «Великий космос. Знаменитые космонавты» Демонстрационные картинки;
  • Лэпбук «Космос»;
  • Демонстрационный материал «Начало космической эры и роль ученых нашей страны в изучении вселенной»;
  • Научно-познавательная игра «Вселенная. Солнечная система»;
  • Художественная литература "Звёздные сказки. Моя первая книжка по астрономии"
    Е.П. Левитан;
  • Художественная литература "ЛЕТИМ В КОСМОС" Самые «улётные» космические приключения Чернов В.;
  • Художественная литература "Сказки про космонавтов" Роньшин В.М.