Оздоровительные процедуры в бассейне

Плавание в детских образовательных учреждениях приобрело большую популярность, прежде всего
потому, что появилась возможность эффективного закаливания детей. Важно
обучить детей плаванию, но не следует забывать и о больших оздоровительных
возможностях бассейна детского сада. В последние годы среди средств
оздоровления детей в ДОУ всё чаще упоминается плавательный бассейн. Занятия
плаванием широко пропагандируются как мощное средство укрепления здоровья и
закаливания организма детей дошкольного возраста.
Каждый человек должен уметь плавать. И чем раньше он научится, тем лучше для
него. Купание, игры в воде, плавание оказывают благоприятное воздействие на
всестороннее физическое развитие ребёнка. Регулярные занятия плаванием
положительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется
механизм терморегуляции, повышаются иммунологическое свойства, улучшается
адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Также укрепляется нервная
система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус
организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость.
Во время занятий плаванием детям прививаются умения и навыки
самообслуживания, что очень важно для их всестороннего развития. Умение плавать
часто может сохранить не только здоровье, но и жизнь ребёнка.

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена
тем, что купание, игры в воде, плавание благоприятны для всестороннего
физического развития ребенка. Чередуются напряжение и расслабление различных
мышц, что увеличивает их работоспособность и силу. В воде уменьшается
статистическое напряжение тела, снижается нагрузка на еще не окрепший и
податливый детский позвоночник, который в этом случае правильно формируется,
вырабатывается хорошая осанка. В то же время активное движение ног в воде в
безопорном положении укрепляет стопы ребенка и предупреждает развитие
плоскостопия. Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию
органов кровообращения и дыхания. Улучшается сердечная деятельность,
подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких.
Одновременно с обучением плаванию детям прививаются умения и навыки
самообслуживания, что очень важно для их всестороннего развития. В нашем
детском саду, на занятиях по плаванию, физкультурно-оздоровительная
направленность, является приоритетной. Поэтому главная задача в ДОУ –
обеспечение полноценного физического развития детей.

преподаватели

Маралкина Сайда Рашидовна-  первая квалификационная категория по должности инструктор по физической культуре.

Среднее профессиональное
Ногинское педагогическое училище им. 50-летия ВЛКСМ Московской области
Направление подготовки и (или) специальность — преподавание в начальных классах общеобразовательной школы
Квалификация по диплому — учитель начальных классов, воспитатель.

Профессиональная переподготовка
Курс ««Физическая культура в дошкольной организации»

Стаж работы — 33 лет 2 месяцев 18 дней ( на 01.11.2020 )
Педагогический стаж — 30 лет 6 месяцев 13 дней ( на 01.11.2020 )
Стаж по специальности — 30 лет 6 месяцев 13 дней ( на 01.11.2020 )

Содержание программы

 

Содержание учебной дисциплины
I год обучения
Содержание программы.
• Техника безопасности:
Закрепление правил поведения в бассейне через создание игровых и проблемных
ситуаций.
• Теория:
- Расширение знаний об оздоровительном и прикладном значении плавания через
беседы, просмотр и обсуждение картин, фотографий, диафильмов.
- Формирование представления о водных видах спорта. Просмотр записей спортивных
соревнований по водным видам спорта (телеканал «Спорт»): плавание разными
стилями, прыжки в воду, синхронное плавание.
-Опыты, эксперименты с водой, изготовление атрибутов и игрушек для занятий в
бассейне.
- Получение наглядного представления о правильных движениях плавания
спортивными способами: использование схем упражнений (карточки с изображением
отдельных элементов); графические изображения подвижных игр; показ упражнений
заранее подготовленного ребенка (формирование у детей психологической установки:
доступность упражнения).
• Практика:
- Упражнения для специальной подготовки.
- Спуск в воду самостоятельно.
- Упражнения для ОФП в зале сухого плавания: строевые упражнения; ОРУ,
направленные на развитие и укрепление всех групп мышц.
- Передвижения в воде шагом: приставной, противоходом, «змейкой», в полуприседе
и др.
- Передвижения бегом в разном темпе, выполняя гребковые движения руками.
- Передвижения прыжками: выпрыгивая из воды, с ноги на ногу.
- Погружение под воду: с головой (задержка дыхания на 2, 4, 8, 16, ныряние за
игрушками «Водолазы»; ныряние («Тоннель», «Дельфины на охоте»).
- Открывание глаз в воде: «Кто спрятался под водой?», «Раз, два, три – что увидел,
расскажи» и др.

II год обучения
Содержание программы.
• Техника безопасности:
Закрепление правил поведения на воде: в бассейне и на открытых водоемах через
рассматривание картин, знаков, схем; просмотр фильмов, слайдов, мультфильмов.
Моделирование знаков «Правила поведения на воде».
• Теория:
- Закрепление знаний об оздоровительном и прикладном значении плавания через
беседы, рассматривание картин, иллюстраций, обсуждение видеофильмов,
фотографий.
- Расширение представления о водных видах спорта: плавание разными стилями,
прыжки в воду с трамплина, синхронное плавание. Обзор и обсуждение
соревнований по плаванию (телеканал «Спорт»).
- Получение наглядного представления о правильных движениях спортивными
способами: использование схем упражнений, графическое изображение подвижных
игр; показ упражнений детьми, наиболее успешно владеющими навыками плавания.
- Реализация проекта в группе: «По морям, по волнам…».
• Практика:
- Упражнения для специальной подготовки.
- Спуск в воду самостоятельно.
- Упражнения для ОФП в зале сухого плавания: строевые упражнения, ОРУ,
направленные на развитие и укрепление всех групп мышц; развития координации;
упражнения с отягощением для мышц рук и ног.

- Погружение под воду: собирать предметы со дна, с задержкой дыхания (на 8, 16, 20,
32 счета); с открытыми глазами собирать части целого; проходить в тоннель и др. -
Открывание глаз в воде: «Самый внимательный», «Собери все красного цвета»,
«Найди ракушку», «Сосчитай все игрушки» и др.
Дыхательная гимнастика в зале сухого плавания: «Маятник», «Змея», «Хлопок» и др.
- Упражнения на дыхание в воде: «Насос», «Качели», «Пароход», «Мотор».
- Обучение и закрепление техники выполнения упражнений целиком и по частям в
зале и в воде.
- Отработка движений рук и ног как при плавании способом кроль и брасс: в зале, на
воде; из разных положений, на месте, в движении, с опорой, в разном темпе, в
согласовании с дыханием.
- Скольжение на груди: с опорой на плавательную доску, свободное скольжение;
только с работой рук или ног как при плавании способом кроль; с поворотом головы
для вдоха; с многократным вдохом и выдохом, отталкиваясь одной ногой от бортика.
- Скольжение на спине: с опорой на плавательную доску и без опоры; с работой ног,
сочетая движение рук и ног; отталкиваясь ногой от бортика, отталкиваясь двумя
ногами от бортика бассейна, взявшись руками за поручень (старт в воде).
- Плавание кролем на груди и спине: при помощи одних ног или рук; с опорой на
плавательную доску, на бортик бассейна; облегченным кролем, без выноса рук из
воды; сочетая работу рук и ног; в согласовании работы рук, ног и дыхания.
- Плавание брассом: при помощи ног (с опорой на бортик, плавательную доску); в
свободном плавании, при помощи работы рук; сочетая работу рук и ног; в полной
координации работы рук, ног и дыхания.

 

Цели программы

Цель программы - обучение плаванию детей дошкольного возраста, посещающих
дошкольное образовательное учреждение.
Задачи программы:
1. Оздоровительные:
- приобщать ребенка к здоровому образу жизни;
- укреплять здоровье ребенка;
- совершенствовать опорно-двигательный аппарат;
- формировать правильную осанку.
2. Образовательные:
- формировать двигательные умения и навыки;
- формировать знания о здоровом образе жизни;
- формировать знания о способах плавания.
3. Воспитательные:
- воспитывать двигательную культуру;
- воспитывать нравственно волевые качества, такие как смелость, настойчивость,
уверенность в себе;
- воспитывать чувство заботы о своем здоровье.

Результат программы

Прогнозируемый результат:
- снижение заболеваемости детей и укрепление организма;
- сформированное эмоциональное отношение ребенка к занятиям по плаванию;
- сформированный навык подготовительных и специальных упражнений по
плаванию;
- сформированный навык плавания кролем на груди и на спине.
Формы подведения итогов реализации программы:
- показ открытых занятий и развлечений для педагогов МБДОУ «Детский сад № 37»;
- показ открытых занятий и развлечений на воде для родителей;
- оформление стендов в группах с рекомендациями и консультациями для
родителей;
- оформление фотовыставок в течение года.

Особые условия проведения

Старший дошкольный возраст - 5-7 лет. 

Материально-техническая база

Методическое обеспечение и оборудование.
Помещение бассейна оборудовано необходимыми приборами, позволяющими
контролировать и поддерживать температуру воды, воздуха.
Чтобы занятия были безопасными для здоровья и жизни детей, имеется
соответствующий инвентарь и оборудование: спасательные круги.
В бассейне имеется инвентарь и оборудование для обеспечения безопасности и
26
страховки детей во время занятий:
-спасательные круги;
- плавательные доски;
- надувные круги разных размеров;
- нарукавники.
В бассейне имеются пособия и игрушки, которые предназначены, для наиболее
эффективной организации занятий:
- надувные игрушки;
- резиновые и пластмассовые игрушки;
- тонущие игрушки;
- мячи разного размера;
- игрушки и предметы, (плавающие) разных форм и размеров;
- игрушки и предметы (тонущие), разных форм и размеров;
- обручи плавающие и с грузом,
- нестандартное оборудование для ОРУ и игр с водой.