"Избранные вопросы русского языка"

Русский язык – это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Русский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Русский язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем – на качество овладения профессиональными навыками.
Проблема  речевой культуры в условиях модернизации российского образования приобретает особое значение. Сегодня в российском обществе как никогда остро стоит проблема сохранения национальной культуры, в том числе и культуры речи, Чтобы разобраться в непростых реалиях современной жизни, молодым людям необходимо уметь формулировать свои мысли, идеи, вопросы, связно выражать своё мнение относительно тех или иных проблем окружающей действительности. Умение понять суть явления и словесно формулировать отношение к нему – непременное условие становления свободной личности человека.
В программе «Избранные вопросы русского языка» органично сочетаются формы и методы (словесные: беседа, объяснение, анализ; наглядные: показ иллюстрации, видеоматериалов, наблюдение; практические) и педагогические технологии (ИКТ, игровые, здоровьесберегающие, групповые, коллективной творческой деятельности, проектов, создания ситуации успеха), адекватные современным реалиям.

Актуальность  программы состоит в том, что открывает новые возможности для углубления содержания лингвистического образования, обеспечение перехода в образовании от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, развитию своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода и придания образовательному процесса воспитательной функции. Программа формирует культуру речи и речевую компетентность учащихся.

преподаватели

Елисеева Ирина Владимировна
Железнова Наталья Николаевна
Мальгина Наталья Анатольевна
Мартынова Галина Александровна
Нечаева Алла Александровна
Павлова Наталья Владимировна
Суховей Ольга Владимировна

Содержание программы


Текст. Функциональные стили речи.
Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Этикетные диалоги. Письмо
как одна из разновидностей текста.
Типы речи. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Рассуждение, его структура и разновидности. Рассуждение в повествовании. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе.
Рассказы по сюжетным картинкам.
История возникновения славянской письменности.
Этимология как раздел науки о языке.
Этимология и словообразование.
Занимательная фразеология.
Русский язык в задачах.
Фонетика.
Состав слова.
Морфология.
Орфография. НН в разных частях речи, слитно, раздельно или через дефис?
Различай и отличай: НЕ и НИ в слове.
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание.
Предложение. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Односоставные предложения. Предложения с обособленными членами. Предложения с вводными словами и обращениями.
Повторение изученного.
Текстоведение.
Практическое речеведение.
Обобщение и систематизация знаний по русскому языку.
Приёмы написания сочинения.
Синтаксис и пунктуация.
Способы формального выражения синтаксических связей и функция.
Коммуникативное членение предложения.
Пунктуация в предложении с разными видами связи.
Текст как речевое произведение.
Лингвостилистический анализ художественного текста.
Синтаксис.
Словосочетание. Предложение.
Пунктуация.

Цели программы

Развитие коммуникативной компетентности, развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащихся на основе связи содержания учебного предмета с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка;
гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления; развитие творческого потенциала личности;
формирование культуры речи; обеспечение подготовки учащихся к прохождению итоговой аттестации;
осознание национального своеобразия русского языка.

Результат программы

Освоив стартовый уровень программы, учащиеся должны знать:
о роли языка и речи в жизни людей; 
языковые нормы современного русского литературного языка;
особенности текста, его строение;
типы и стили речи;
приёмы компрессии текста;
правила русской орфографии;
способы словообразования;
нормы употребления в речи языковых единиц;
морфологические особенности частей речи;
выразительные средства лексики.
 
Освоив стартовый уровень программы, учащиеся должны уметь:
строить текст, осознавать его структуру;
отбирать языковые средства в соответствии с определённым типом текста и стилем речи;
прогнозировать возможные трудности при решении речевой задачи и намечать пути и способы их преодоления;
организовывать свою работу в соответствии с предложенным образцом (моделью или алгоритмом);
устанавливать соответствия между изобразительно-выразительными средствами в литературном и живописном произведениях; редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления;
писать сочинения разных жанров;
понимать исторические языковые процессы, повлиявшие на формирование современного русского литературного языка;
осуществлять письменное смысловое резюмирование высказываний в ходе обсуждения;
использовать средства орфографического и синтаксического контроля русского текста;
пользоваться справочной литературой.

Особые условия проведения

Программа реализуется в условиях соблюдения следующих педагогических подходов: 
индивидуальный подход: педагогический процесс проходит с учетом индивидуальных способностей воспитанников (темперамента, характера, склонностей, интересов и т.д.).
дифференцированный подход: определение конкретным детям задач в соответствии с их личностными характеристиками, постоянный анализ итогов работы, своевременное внесение корректив в методику работы с учетом особенностей каждого ребенка.
опора на положительное в личности и группе: изучение и знание индивидуальных положительных и социально-психологических качеств детей, подход к ним с оптимизмом и глубокой верой в силу воспитания, умелое использование положительного примера, побуждение детей к настойчивому и целенаправленному самоизучению и самовоспитанию, терпеливое их вовлечение в такие виды деятельности, которые позволяют им проявить себя с лучшей стороны и вызовут уверенность в себе.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение:
Для полноценного обучения детей необходимо создание материальной и духовной среды. Материальная развивающая среда включает: учебный класс, информационная литература; методическая литература. информационное: – компьютер (ноутбук); – подключение к сети Интернет; проектор;  иллюстрации, ТСО. Занятия проводятся в отдельном помещении, содержащем 2 зоны: рабочую зону педагога и зону для проведения занятий. Рабочая зона педагога содержит письменный стол, стул, шкаф с пособиями, ТСО, методической литературой и документацией. Зона для проведения занятий содержит свободное пространство для занятий, стулья и столы для детей, доску. 
Духовная развивающая среда предполагает создание комфортного психологического климата в группах для плодотворного творческого сотрудничества, ситуации «успешности» для каждого ребенка. 
Программа обеспечена наглядным материалом. Программа обеспечена методическими видами продукции – это разработки лекций, бесед, практических занятий.
Информационное обеспечение: Интернет-ресурсы, содержащие обучающие аудио-видео-фото источники.