Школа выживания (Горшково)

Пояснительная  записка

Программа «Школа выживания» туристско-спортивного направления, ориентирована на организацию образовательной среды и деятельности детей в творческом режиме, обеспечивающем нравственное, эстетическое, физическое и психологическое развитие, а также создание условий для выбора будущей профессии. Программа позволяет подготовить учащихся к самостоятельным действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, как в природе, так и в условиях современного мира.

Программа предусматривает широкий подход в изучении природы Кубани, России и мира, а также помогает развить навыки автономного существования в природе.

Одной из основных форм является туризм и краеведческая работа на местности. Во время походов, дети учатся самостоятельному рациональному использованию даров природы, как средств выживания.

Данная программа позволит научить школьника автономному существованию и использованию даров природы для выживания.

Программа включает в себя несколько блоков:

1.  Туризм, как средство познания окружающего мира.

2.     Знания о природных факторах и ресурсах.

3.    Медицинская и психологическая и физическая подготовка.

  4. Система знаний, необходимых для выживания в различных условиях в природе ив    антропогенных ландшафтах.

Успех программы зависит от количества проведенных занятий на местности, относящейся к объекту изучения, в работе необходимо использовать все формы активных видов туризма: прогулки, экскурсии, туристские  походы,  экспедиции.

Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью

преподаватели

Головач Вера Васильевна

Содержание программы

Начальная туристская подготовка
Турист - друг природы
Техника передвижения
Разбивка лагеря в обычных и экстремальных условиях
Основы ориентирования на местности
Способы поиска воды и пищи
Физическая, медицинская и психологическая подготовка
Специальная туристская подготовка

Цели программы

Цель программы: создание целостной среды для становления и развития социально активной личности, обладающей рядом умений и навыков, необходимых для автономного существования при возникновении чрезвычайных ситуаций, культурой поведения в природе, ответственным отношением к окружающей среде и как следствие к своему здоровью.

Задачи:

1.        Обучающие:

           - формирование у учащихся  системы  знаний  о  законах  и закономерностях, действующих в живой и неживой природе;

- обучение навыкам автономного существования в природе и в антропогенных
условиях;

- обобщение и углубление знаний по истории, географии, биологии Кубани, России и
мира;

-        закрепление знаний по картографии, экологии.

2.        Воспитательные:

-        воспитание норм (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных
на соблюдение здорового образа жизни и улучшения состояния окружающей среды;

-        формирование организаторских навыков работы в коллективе.

3.        Развивающие:

-        развитие интеллектуальных способностей, направленных на целевой, причинный и
вероятный анализ, который учащиеся могут провести при возникновении чрезвычайных и
жизненных ситуаций: эмоциональной, волевой и психологической сферы   (убеждения   в
возможности решения ситуаций), стремление к распространению экологических знаний и
личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

Результат программы

В результате прохождения программного материала учащиеся объединения «Школа выживания»

Знать:

- что такое туризм, понятие "карта" (физико-географическая, топографическая, спортивного ориентирования, туристская), условные знаки плана, топографической спортивного ориентирования (отдельные знаки);

- типичные растения и животные природной зоны края, факторы, укрепляющие, ослабляющие здоровье человека;

-   свой организм - как он устроен, о гигиене туриста, правила обеззараживания и очистки питьевой воды в походе, заболевания, характерные для природных условий своей местности;

- понятие о природных зонах и ландшафтах, особенности выживания в закономерности природы различных областей.

Уметь:

- подбирать личное туристское снаряжение в зависимости от сезона года и погодных условий, выполнять  правила хождения  по равнинным участкам  в  лесу  (хвойным,  смешанным), по лугу и болоту, правильно оборудовать кострище, работать с планом и топографической картой, выполнять элементарные приемы работы с картой спортивного ориентирования;

-  определять типичные виды растений  и животных  края по   внешнему виду, определять
стороны горизонта, состояние погоды с помощью растений и местных признаков,   приводить
примеры и объяснять особенности внешнего   строения живых организмов в   связи со средой
обитания;

- выполнять правила личной гигиены,  правила оказания первой медицинской   помощи
при ранениях, кровотечениях и ожогах в полевых условиях (в походе, отдыхе в лесу и антропогенных поселениях);

- правильно выбирать и собирать   топливо для костра в разное время года, правильно
брать питьевую воду и  очищать ее в полевых условиях, в походе (во время экскурсии) уметь
утилизировать  разные типы бытовых отходов,  собирать и использовать лекарственные,
плодово-ягодные  растения, объяснять целесообразность  своего поведения в конкретном
природном окружении.

Материально-техническая база

спорт зал, кабинет ОБЖ, туристическое снаряжение, компьютер, проектор, медицинская аптечка