Программа «Батик» относится к художественной направленности и направлена на решение проблем детского художественного творчества, на приобщение обучающихся к мировой художественной культуре, на воспитание способности к самостоятельной творческой деятельности. Актуальность создания программы обусловлена желанием дать учащимся возможность познакомиться с техникой батика. Эта техника поможет творчески, индивидуально проявить себя.
В основу содержания программы положены следующие идеи:
- творческое отношение к собственному труду;
- формирование художественной личности школьника;
- расширение знаний учащихся о видах искусства;
-овладение практическими навыками украшения предметов одежды, интерьера квартиры.
Занятия росписью по ткани развивают мелкую моторику рук, координацию движений, глазомер; совершенствуют личностные качества – абстрактное мышление, художественный вкус, аккуратность, расширяют и углубляют кругозор. Занятия искусством помогают детям легче адаптироваться в самостоятельной жизни, преодолевать жизненные трудности, подходить к решению проблемы творчески.
Адресат программы. Программа рассчитана на учащихся 9-10 лет.
Особенности возрастной группы учащихся
При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам. Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие учащихся 9-10лет.
Объем программы. 35 часа в год.
Формы обучения. Очные, аудиторные занятия в группе наполняемость по 12-15 человек.
Виды занятий. Занятия проводятся в разнообразных формах, с использованием различных методов.
Ø Используется словесный метод: беседа, рассказ, обсуждение, игра.
Ø Практическая работа является основной формой проведения занятия.
Ø Используется наглядный метод – демонстрация иллюстраций, презентаций, образцов изделий и т.п.
В проведении занятий используются групповые, индивидуальные и коллективные формы работы.
Ø Индивидуальная (используется при подготовке и выполнении творческих работ).
Ø Коллективная (используется на общих занятиях).
Ø Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного и наглядного материалов и закрепляется практическим освоением темы.
Сроки реализации. Программы рассчитана на 1 год обучения.
Режим занятий. В соответствии с СанПиН2.4.4.3172-14: один раз в неделю, продолжительностью 1 академический час.
1.2 Цели и задачи программы
Цель программы: создание условий для творческого развития ребенка через приобщение его к творческому процессу создания произведений изобразительного и декоративного искусства.
Задачи:
Образовательные:
- учить грамотно и аккуратно работать со специальными материалами и инструментами;
- учить основам композиции и колористики и применение их в самостоятельных творческих работах;
- обучать работать в различных техниках батика;
- обучать усложненным техническим приемам в росписи ткани (роспись с прозрачным резервом, сложный батик);
- обучать построению усложненной декоративной композиции (построение перспективы в декоративной композиции, ритм в композиции, контрасты и нюансы);
- обучать отбору и использования подготовительного материала (фотографии, зарисовки)
- обучать навыкам мыслительной деятельности, самостоятельно добывать знания.
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от работы, чувство взаимопомощи и коллективизма;
- формировать нравственные основы личности, потребность личности в непрерывном самосовершенствовании;
- формировать гуманистическое отношение к окружающему миру,
- воспитывать дружный, творчески сплоченный коллектив;
- привить любовь к труду и уважение к людям труда
Развивающие:
- расширить запас знаний детей о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов;
- развивать творческие способности на основе знаний, умений и навыков детей;
- развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление, художественный вкус воспитанников, творческие способности ребенка через практическую деятельность;
- развитие созидательных возможностей личности;
- расширение кругозора воспитанников;
- ознакомить со способом решения материальных трудностей;