"Избранные вопросы биологии"

Биология как общеобразовательная дисциплина рассматривает взаимосвязи организмов и окружающей среды, роль биологического разнообразия в поддержании устойчивости биосферы и сохранении жизни на Земле, место человека в природе, зависимость здоровья человека от наследственных факторов, состояния окружающей природной и социальной среды, образа жизни. Реализация возможностей содержания биологии в формировании нравственно-этического аспекта взаимодействия человека и природы способствует повышению уровня культуры учащихся основной школы, их компетентности в ситуациях, связанных с защитой окружающей среды, собственного здоровья.

преподаватели

Шохина Светлана Викторовна

Содержание программы


Биология – наука о живом мире  
Многообразие живых организмов
Жизнь организмов на планете Земля
Строение и свойства живых организмов
Жизнедеятельность организмов
Организм и среда
Многообразие животных
Эволюция строения и функций органов и их  систем
Развитие и закономерности размещения животных на земле
Биоценозы
Общий обзор организма человека
Опора и движение
Внутренняя среда организма
Кровообращение
Дыхание
Питание
Биология - наука о живой природе
Клетка как биологическая система
Организм как биологическая система
Многообразие организмов
Человек и его здоровье
Надорганизменные системы. Эволюция органического мира
Экосистемы и присущие им закономерности

Цели программы

Формирование естественно-научных умений и навыков, расширение интереса учащихся к био­логии.
Повышение качества биологического образования на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий.
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации, умений по выполнению типовых заданий, применяемых в контрольно-измерительных материалах ВПР, РДР и ГИА.
Воспитание культуры труда при работе с цифровыми образовательными ресурсами, позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей.

Результат программы

Освоив программу, учащиеся должны знать:
биологическую терминологию и символику;
основные положениябиологических теорий (клеточная, хромосомная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учения В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
строение биологических объектов: генов и хромосом, клетки, тканей, органов, систем органов, организма растений, животных, человека, грибов, бактерий,; вида и экосистем (структура);
сущность биологических процессов:размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся ученыхв развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику.
Освоив программу, учащиеся должны уметь:
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
описывать особей видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать.

Особые условия проведения

Программа реализуется в условиях соблюдения следующих педагогических форм и методов: 
Формы обучения:
коллективные (лекция, беседа, дискуссия, мозговой штурм, объяснение и т.п.);
групповые (обсуждение проблемы в группах, решение задач в парах и т.п.);
индивидуальные (индивидуальная консультация, тестирование и др).
Ведущие методы:
словесный (лекция, объяснение алгоритмов решения заданий, беседа, дискуссия);
наглядный (демонстрация натуральных объектов, презентаций уроков, видеофильмов, анимаций, фотографий, таблиц, схем в цифровом формате);
частично-поисковый, поисковый, проблемный (обсуждение путей решения проблемной задачи);
практический (выполнение генетических задач, доказательство на основе опыта и др.).

 

Материально-техническая база

Кабинет для занятий - это светлое, просторное помещение. Эстетическое оформление кабинета, чистота и порядок, правильно организованные рабочие места имеют большое воспитательное значение. Всё это дисциплинирует учащихся, способствует повышению культуры их труда и творческой активности.
Учебное оборудование кабинета включает комплект мебели, инструменты и приспособления, необходимые для организации занятий, хранения и показа наглядных пособий (таблиц, наборов атласов, обучающих фильмов, моделей).
Информационное обеспечение программы: принтер, сканер, мультимедийный проектор, экран, компьютер.