"Школа будущего первоклассника"

Проблема школьной готовности глубоко проработана в современной психолого-педагогической литературе. На протяжении длительного времени считалось, что главным показателем готовности ребенка к школьному обучению является уровень его умственного развития. В настоящее время концепции подготовки детей к школе рассматривают готовность к школьному обучению как сложный целостный феномен, как комплекс качеств, образующих умение учиться. Психологическая готовность ребенка к школе - это необходимый и достаточный уровень психофизиологического развития ребенка для освоения школьной учебной программы, это определенный уровень интеллектуального и личностного развития ребенка.
В нашем образовательном учреждении эти задачи решаются на занятиях в «Школе будущего первоклассника»
Занятия проходят для детей 6-7 летнего возраста воспитанников подготовительных групп детских дошкольных образовательных учреждений, а также детей по различным причинам, не посещающих их.
В программе «Школа будущего первоклассника» органично сочетаются формы и методы (словесные: беседа, объяснение, наглядные: показ иллюстрации, видеоматериалов, наблюдение) и педагогические технологии (ИКТ, игровые, здоровьесберегающие, групповые, продуктивная деятельность ), адекватные современным реалиям.
Новизна программы состоит в том, чтопредшкольное образование обеспечивает плавный переход из дошкольного детства в начальную школу детей с разными стартовыми возможностями, т.е. позволяет  реализовать главную цель преемственности двух смежных возрастов - создать условия для благополучной адаптации ребенка к школьному обучению, развить его новые социальные роли и новую ведущую деятельность.

преподаватели

Алленова Любовь Юрьевна
Вараксина София Александровна
Заморева Елена Викторовна
Шустова Анастасия Александровна

 

Содержание программы

Содержание, предложенное для подготовки к обучению программой, соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного  возраста и составляет основу для использования личностно ориентированных и развивающих технологий. Особенностью содержания подготовки к школе является то, что материал, предложенный для детей дошкольного возраста, разработан на интегрированной основе и деление содержания на предметы условно.
Раздел «Речевое развитие»
решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, к обучению письму и ведет работу по совершенствованию устной речи. Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка. Содержание ориентировано на решение следующих задач: создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), для создания предпосылок положительной мотивации учения в школе; практическая подготовка детей к обучению чтению и письму; формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей.      
Отличительной чертой данного раздела программы является осуществление интеграции тесной взаимосвязанной и взаимопроникающей работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи и с подготовкой к обучению письму.
Раздел «Развитие математических способностей»
В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.
Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.  В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.
Раздел «Развитие познавательных способностей»
Данный курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Учащиеся достигают значительных успехов в своем развитии, они многому научаются и эти умения применят в учебной работе, что приведёт к успехам в школьной деятельности. А это означает, что возникает интерес к учебе. В данном курсе сделана попытка создания системы учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у дошкольников с целью усиления их развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их на примерах.

Цели программы

Всестороннее развитие ребенка, что позволит  обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе.

Результат программы

Обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников, развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению.
Таким образом, предшкольное образование обеспечивает плавный переход из дошкольного детства в начальную школу детей с разными стартовыми возможностями, т.е. позволяет  реализовать главную цель преемственности двух смежных возрастов - создать условия для благополучной адаптации ребенка к школьному обучению, развить его новые социальные роли и новую ведущую деятельность.

Особые условия проведения

Программа реализуется в условиях соблюдения следующих педагогических подходов: 
· Индивидуальный подход: педагогический процесс проходит с учетом индивидуальных способностей воспитанников (темперамента, характера).
· Опора на положительное в личности и группе: изучение и знание индивидуальных положительных и социально-психологических качеств детей. .Концепция программы подготовки будущих первоклассников основана на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей.

Основными принципами подготовки к обучению являются:
единство развития, обучения и воспитания;
учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
комплексный подход;
систематичность и последовательность;
вариативность и вариантность;
сознательность и творческая активность;
наглядность;
доступность и достаточность.

Материально-техническая база

Для полноценного обучения детей необходимо создание материальной и духовной среды. Материальная развивающая среда включает: учебный класс;  методическая литература. информационное: компьютер (ноутбук); подключение к сети Интернет; DVD –диски; иллюстрации, ТСО,доска, мебель, соответствующие росту детей, альбом с нелинованной бумагой, ручка, простые карандаши, цветные карандаши, ножницы, цветная бумага, игровые пособия (фасоль, горох, камешки, резиновые мячи, клубочки ниток, прищепки, тонкие шнурки, губки), раздаточные листы, тетрадь в клетку, тетрадь в узкую линейку. Занятия проводятся в отдельном помещении, содержащем 2 зоны: рабочую зону педагога и зону для проведения занятий. Рабочая зона педагога содержит письменный стол, стул, шкаф с пособиями, ТСО, методической литературой и документацией. Зона для проведения занятий содержит свободное пространство для занятий, стулья и столы для детей, доску. 
Программа обеспечена наглядным материалом - таблицами, сказочными персонажами, кассой букв и цифр. В организации занятий используются визуальные средства - фрагменты видеофильмов про буквы и цифры, музыкальные видеосюжеты для физкультминуток.
Программа обеспечена методическими видами продукции - это разработки занятий, бесед, стихотворений по развитию речи.
Оборудование и оформление школьного класса:
Кабинет оснащен выходом в Интернет. Имеется видеопроектор, экран, компьютер, сканер, веб-камера, принтер. Интернет-ресурсы, содержащие обучающие аудио-видео-фото источники.