"Адаптация дошкольников к школе"

Данная программа предназначена для подготовки воспитанников к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. Готовность к обучению в школе принято рассматривать как физиологическую, психологическую и социально-личностную готовность к школьному обучению, т.е. такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для его здоровья. Все составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из них так или иначе сказываются на успешности обучения в школе. Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. 

Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций.

  Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Поступление ребёнка в школу – это ответственный  и сложный момент в его жизни. При подготовке к школе необходимо учесть психологическую готовность к школьному обучению, сформировать у ребёнка те качества характера, которые помогут ему построить общение со сверстниками и выполнять  правила школьной жизни, т.е. научить учиться. Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, - любознательности, самостоятельности, прилежания. Ведущей деятельностью   на занятиях является игровая, т.к. в ситуации дидактической игры ученик усваивает материал значительно успешнее.

Программа разработана в соответствии с основными требованиями существующих программ дошкольного обучения, одобренных и рекомендованных Министерством образования Российской Федерации. В основе программы лежит принцип преемственности и непрерывности дошкольного и начального общего образования, что способствует  простому и естественному поступлению ребёнка в первый класс.

преподаватели

Пузаткина Елена Викторовна

Содержание программы

1.     Модуль «Формирование элементарных математических представлений»

 1.1.«Пространственные отношения» - 1 занятие. Взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху и т.д.) Теория – знакомство с понятиями: право, лево, впереди, сзади, между. Практика – игры-упражнения на ориентировку в пространстве, выполнение заданий в прописях «На какую дорожку повернул медведь?», «Дорисуй рисунок так, чтобы в левой руке мальчика было ведро», «Кто где стоит», «Живые цифры», «Каждому числу своё место».

1.2.«Временные представления» - 1 занятие. Раньше - позже, вчера, сегодня, завтра. Теория – знакомство с понятиями: утро, день, вечер, ночь, сутки, вчера, сегодня, завтра. Практика – рассматривание картинок, иллюстраций, составление рассказов по ним. Восстановление правильной последовательности чередования частей суток.

 1.3. «Количество и счет» - 9 занятий. Счёт предметов. Сравнение по количеству (больше, меньше, столько же). Устная нумерация: название, обозначение и последовательность чисел от 0 до 10. Счёт в прямом и обратном порядке. Порядковый счёт, отличие от счёта количественного. Сложение и вычитание чисел: смысл арифметических операций. Цифры и числа: 1,2,3,4,5,6,7,8,9 Теория – понятия: число, цифры (1–10); соотнесение числа, цифры и количества предметов в пределах 10; понятия равенство, неравенство. Практика – счет предметов, звуков, движений в пределах 10; обозначение количества предметов соответствующей цифрой.

 1.4.«Логические игры и упражнения» - 1 занятие Содержательно-логические задания на развитие внимания, воображения, памяти, мышления: игры «Весёлый счёт», «Исправь ошибку»; деление геометрических фигур на части, составление фигур из частей; выделение существенных признаков объекта; проведение простейших логических рассуждений. 

 2. Модуль «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» 2.1. Осенние странички – 2 занятия Теория: Звук. Знакомство с миром звуков. Звуковая схема. Звуки гласные и согласные. Совершенствование и развитие устной речи. Сравнение предметов, выделение общих и частных признаков предметов. Практика:

Словарная работа. Работа со словами и картинками «Овощи и фрукты», описание формы, цвета, размера. Упражнения «Обведи лишний предмет», «Дополни ряд», «Дорисуй картинку».
Формирование четкого произношения звуков. Речевая пятиминутка (дифференциация звуков С, Ш). Упражнения на выделение звуков в слове. Упражнения на протяжное произношение звуков И,Э,А,О,У,Ы.
Гигиенические правила письма. Обведение предметов по контуру. Сравнение предметов. Дорисовывание элементов в ограниченном пространстве (строке). Упражнения «Обведи и дорисуй», «Вырежи и дополни», «Обведи по контуру».
2.2. Зимние странички -1 занятие Теория: Устная речь. Выделение предложений из устной речи. Классификация предложений по темам: о зиме, о зимних играх. Предлоги в, на, под, за, с, около. Чтение сказки, рассказа. Практика: Словарная работа. Разбор стихотворения: начало действия, конец действия. Работа со словом «лыжи» (свойства, качество, материал). Упражнения «Что сначала, а что потом», «Какой предмет лишний?». Формирование грамматического строя речи. Использование глаголов стоит, едут, разговаривают, гуляет. Составление предложений с использованием  предлогов в, на, под, за, с, около. Гигиенические правила письма. Обведение предметов по контуру. Дорисовывание элементов в ограниченном пространстве (строке). Упражнения «Обведи и дорисуй», «Обведи по контуру».

2.3. Весенние странички – 2 занятия. Теория: Стихотворение Ф. Тютчева «Зима недаром злится». Выделение звуков в слове. Звуковой анализ слова. Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух». Глаголы повелительного наклонения беги, стой, ступай и др. Практика: Совершенствование и развитие связной речи. Составление рассказа на тему «Весенние заботы». Составление загадок на тему сюжета рисунка. Слушание русской народной сказки «Лиса, заяц и петух». Составление сказки по иллюстрациям.; Формирование четкого произношения звуков. Выделение звуков в слове. Звуковой анализ слова. Дифференциация звуков Ж,Ш; З,Ш. Звуковой анализ слова лиса; Формирование грамматического строя речи. 

2.4. Летние странички – 1 занятие Теория: Стихотворение И. Сурикова «Лето». Признаки предметов и их различие. Знаки препинаний в конце предложений (восклицательный знак). Практика: Совершенствование и развитие связной речи. Составление рассказа по картинке на тему «Лето». Подбор предложений к картинке «Лето» из стихотворения И. Сурикова. Составление предложений по заданному началу. Составление загадок, небольших сказок по отдельным сюжетам иллюстрации; Формирование четкого произношения звуков Дифференциация звуков С,Ш; Щ,Ш. Звуковой анализ слова улитка; Словарная работа. Сравнить цветы на картинке «Лето». Упражнения «Кто быстрее?», «Кто лишний?»; Формирование грамматического строя речи. Игра «Добавь слово».

Цели программы

успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую

Результат программы

ü  Ребенок научится:

-          распознавать первый звук в словах;

-          внимательно слушать литературные произведения;

-          называть персонажей, основные события;

-          отвечать на вопросы взрослого по содержанию, делать элементарные выводы;

-          пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;

-          обсуждать нравственные стороны поступков людей;

-          участвовать в коллективных разговорах;

-          использовать принятые нормы вежливого речевого общения;

-          ориентироваться во временных представлениях: раньше - позже, вчера, сегодня, завтра;

-          ориентироваться в пространстве, уточнять отношения: справа, слева, в центре, внизу, вверху и т.д.

-          считать от 0 до 10 в прямом и в обратном направлении;

-          определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;

-          познакомятся с образованием и составом чисел 1,2,3,4,5,6.7,8, 9;

-          конструировать модель цифры из линейных элементов (счетные палочки), а затем из плоскостных (прямоугольники, квадраты, треугольники)

-          объединять группы предметов (сложение) и  вычитать, удалять из группы предметов ее части (вычитание).

 

Ребенок получит возможность научиться:

-          устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);

-          различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;
 различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные, потешки);

-          устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении;
присчитывать и отсчитывать по одному, по два;

Материально-техническая база

Оборудование и наглядный материал

С учетом возрастных особенностей детей на занятиях используется богатая красочная наглядность, счетный материал, при проведении подвижных игр и физкультминуток -  музыкальное сопровождение:

·         магнитофон;

·         музыкальные записи, сказки;

·         иллюстрации сказок, сказочные персонажи;

·         предметные картинки;

·         геометрические фигуры;

·         карточки с цифрами;

·         счетные палочки;

·         учебно-методическое пособие С.И. Волковой «Математические ступеньки»

·         учебно-методический комплект Федосовой Н.А. «От слова к букве» 1 часть, учебное пособие для подготовки детей к школе.

·         простой карандаш, цветные карандаши, ножницы, клей.

Литература для педагога:

Федосова Н.А., Белова Т.В., Солнцева В.А. м др. Методические рекомендации к программе «Преемственность». Пособие для педагогов. – М.: Просвещение, 2015г.;
Волкова С.И. Математические ступеньки. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Федосова Н.А.: М.: Просвещение, 2017г.;
Федосова  Н.А. «От слова к букве» 1 часть, учебное пособие для подготовки детей к школе: М.: Просвещение, 2017г.
 

Пособия для воспитанников:

Волкова С.И. Математические ступеньки. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Федосова Н.А. : М.: Просвещение, 2017г.
учебно-методический комплект Федосовой Н.А. «От слова к букве» 1 часть, учебное пособие для подготовки детей к школе: М.: Просвещение, 2017г.