В основе данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы лежит идея использования самых разных видов интеллектуальных игр для достижения таких задач как: повышение мотивации к познавательной деятельности, развитие умственных способностей, формирование умения работать в команде, отвлечение детей и молодёжи от нездорового образа жизни, развитие гражданственности и конкурентоспособности и др.
Кроме того, при достижении заявленных в программе цели и задач с помощью интеллектуальных игр, используются новые подходы. В частности, среди них, есть творческая причастность школьников к образовательному процессу, а также использование новых цифровых технологий.
Актуальность программы заключается в том, что мы стремимся предложить школьникам игры, которые будут требовать от их участников максимального напряжения сил и способностей, принося радость достижения цели путем реализации на практике своих интеллектуальных возможностей и полученных знаний.
Следует отметить важную роль интеллектуальных игр в формировании навыков здорового образа жизни. Увлечение подобными играми, стремление к постоянному поиску информации, работа с литературой, положительный опыт соперничества отвлекают молодежь от пагубных привычек, снижают негативное влияние улицы.
Новизна данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы основана на:
1) многообразии и обновлении видов интеллектуально-игровой деятельности – помимо интеллектуальных игр широко распространённых видов («Что? Где? Когда?», «Своя игра», «Брейн-ринг», «Эрудит-квартет», «Эрудит-лото») на занятиях используются как менее известные (например, «Казанская рулетка», «Вышибала», «Пентагон», «Песнегон», «25 кадр», «Алфавит», «Kahoot», «Quizizz»), так и новые разработки автора данной программы (например, «Гибридный пентагон», инновационный Kahoot, «Картографический 25-й кадр», «Связующая цитата», "Вышибала с картинками");
2) творческой причастности школьников к интеллектуальным играм – школьники обучаются написанию вопросов для различных видов интеллектуальных игр;
3) творческой связи с цифровыми технологиями – в рамках процесса написания вопросов школьники также осваивают проектную деятельность в онлайн-сервисе "Google Документы«;
4) внимании к пробелам школьников по предметам – индивидуальный подход при выдаче заданий на составление вопросов: учитываются проблемы школьника по школьным предметам так, чтобы процесс составления вопросов являлся мотивирующим фактором изучения предмета;
5) внимании к патриотическому воспитанию школьников – проведение игр историко-патриотической направленности.
Целью данной программы являются создание интеллектуального пространства для реализации творческого потенциала детей и популяризация интеллектуальных игр как формы досуговой деятельности школьников.
Основные задачи программы:
Образовательная – формирование у детей познавательного интереса, продвижение интеллектуальных игр как многофункционального тренинга в учебном процессе.
Развивающая – развитие эрудиции, логики, фантазии, формирование навыков культуры общения, пропаганда здорового образа жизни.
Воспитательная – воспитание чувства ответственности, коллективизма, взаимовыручки.
Планируемые результаты обучения:
Предметные результаты:
- виды основных интеллектуальных игр и турниров;
- правила проведения интеллектуальных игр и турниров;
- требования Кодекса Спортивного ЧГК, «Своей игры» и других игр.
Личностные результаты:
- рост познавательного интереса подростков;
- повышение уровня обучаемости в школе;
- рост заинтересованности школьников в участии в интеллектуальных играх;
- повышение интеллектуального и творческого уровня обучаемых.
Метапредметные результаты:
К концу первого года обучения обучаемые должны уметь:
- работать индивидуально и в команде;
- четко формулировать устные и письменные ответы;
- пользоваться источниками информации для обоснования ответов на вопросы.