Сказкотерапия

Важную роль в процессе общения играет умение управлять своим поведением, контролировать свою речь и поступки, развивать внимание к окружающим людям. В процессе формирования личности ребенка складывается определенная система отношений: к себе, к другим, к жизни.

К себе – с чувством собственного достоинства, но без зазнайства, без переоценки своих возможностей, без эгоизма. К другим – с чувством собственного достоинства, но уважая при этом чувство достоинства других, на равноправной основе. К жизни – с чувством собственного достоинства, со знанием своих прав, обязанностей, оптимистично.

С 5 лет ребенок может идентифицировать себя с человеческими персонажами. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. Читая или слушая их, ребенок «вживается» в повествование. Он может идентифицировать себя с главным героем и с другими одушевленными персонажами. При этом развивается способность децентрироваться, вставать на место другого.

Сказка служит одним из доступных путей переноса своих собственных переживаний на другого и, наоборот, осознания своих собственных чувств через окружающих. Поэтому, воспринимая сказку, дети на занятиях, во-первых, сравнивают себя со сказочным героем, и это позволяет чувствовать и понимать, что не у них одних есть проблемы и переживания. Во-вторых, посредством ненавязчивых сказочных образов детям предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка их возможностей и веры в себя.

К старшему дошкольному возрасту дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных умений. В процессе приобретения этих знаний формируется необходимая будущему первокласснику интеллектуальная активность, рождается радость познания. Сказки и специально подобранные игровые ситуации помогают детям принять роль ученика, формировать положительное отношение к школе.

преподаватели

Вавилова Ольга сергеевна - педагог - психолог

Расписание

2 раза в неделю

Содержание программы

Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:

 

1.      Организационный этап

- Приветствие

- Создание эмоционального настроя в группе

- Упражнения и игры с целью привлечения внимания детей (в том числе и танцевально-двигательные упражнения).

                             

2.      Мотивационный этап

- Сообщение темы занятия, появление персонажа;

- Мысленная картинка (дети мысленно рисуют картинку на определенную тему, а затем рассказывают о том, что у них получилось)

- Выяснение исходного уровня знаний детей по данной теме;

- «Погружение в сказку»

3.      Практический этап

 - Подача новой информации на основе имеющихся данных;

  - Чтение сказки;

  - Беседа, обсуждение сказки, сочинение собственной сказки, сочинение продолжения известной сказки или переделывание ее на современный лад;

  - Задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей.

4.      Рефлексивный этап

- «Выход из сказки»;

- Обобщение нового материала;

- Подведение итогов занятия;

- Ритуал прощания.

 

В зависимости от содержания, вопросы по сказке могут быть примерно такими. О чем сказка? Что запомнилось больше всего? Какие герои запомнились? Что случилось с тем или иным персонажем? Какие чувства возникали во время чтения? В какие моменты было радостно, а в какие – грустно? Было ли жалко кого-нибудь? Какие чувства, какое настроение после сказки? Случается ли такое в жизни, по-настоящему? Случались ли у тебя похожие ситуации? Чему мы можем научиться у этой сказки? Как можно применить полученные знания в жизни?

В программу включены упражнения, приемы которые позволяют  усилить эффект прочитанной сказки.

 - Ролевые игры

Построены на понимании необходимости ролевого развития человека. Ролевые методы предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание ролей, противоположных обычным. В программе используем психогимнастику (ролевые действия и ролевые образы).

Для старших дошкольников чаще используются  ролевые образы животных (льва и зайца, волка и цыпленка), сказочных персонажей (Кощея Бессмертного, Змея Горыныча и т.п.), социальных семейных ролей (учителя, директора, мамы, бабушки и т.п.). Роль изображается при помощи мимики и жестов, иногда озвучивается. Интересно и эффективно проходят пальчиковые драматизации. То есть разыгрывание этюдов или сказок только пальцами.

 - Коммуникативные игры, используемые в программе, делятся на три группы:

 1) игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и давать другому вербальное или невербальное «поглаживание»;

2) игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения;

3) игры, обучающие умению сотрудничать.

 - Игры и задания, направленные на развитие произвольности. Для дошкольников особенно большое значение имеют игры, способствующие произвольности.

 - Игры, направленные на развитие воображения, можно разделить на три группы: игры вербальные, невербальные и «мысленные картинки».

Вербальные игры представляют собой либо придумывание детьми окончания к той или иной необычной ситуации (например: «Что произойдет, если….», либо коллективное сочинение сказок.

Невербальные игры предполагают изображение детьми «как можно интереснее», по своему, того или иного живого существа или неживого предмета. В этом они частично пересекаются с ролевыми методами.

Также часто используются «мысленные картинки». Дети закрывают глаза и под музыку (звуки дождя, грома, моря и т.п.) придумывают картинку, а затем рассказывают ее группе.

- "Мастерская сказок для детей». Татьяны Зинкевич-Евстигнеевой, Александры Зинкевич -  уникальная авторская методика развития ребенка, разработанная ведущими отечественными психологами и сказкотерапевтами. В комплект вошли: книга народных сказок в обработке психолога с описанием занятий, а также карт с картинками-загадками. Архетипические карты разработаны на основании концепции Универсальных Архетипов, принятой в Комплексной Сказкотерапии. Знание архетипов оказывает ребенку большую помощь. Он знает закономерности развития жизненных событий, все ловушки, возможные испытания. Он предупрежден об искушениях и вооружен инструментами преодоления трудностей. Но главное - он понимает смысл текущих жизненных обстоятельств. Он освобождается от пустых душевных терзаний, причина которых кроется в ощущении бессмысленности происходящего. Карты помогут обрести ответы на многие жизненные вопросы. Дети находят в них подсказки о том, как строить свою жизнь, и уроки, зашифрованные в проверенной веками мудрости сказочных сюжетов.

Цели программы

Воспитание  ценностных ориентаций посредством сказки, формирование психологического здоровья дошкольников.

 

Результат программы

·         Снимается физическое и психическое напряжение, увеличивается работоспособность, увеличивается способность детей к концентрации внимания, к умению максимально сосредоточиваться и совершенствовать волевые качества.

·         На данных занятиях дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.

·         Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения; пластику, мимику и речь.

·         Путешествуя по сказочным сюжетам, пробуждается фантазия и образное мышление, мышление освобождается от стереотипов и шаблонов, даются простор творчеству.

·         Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела и принятие себя таким, какой он есть.

·         Повышается уровень развития познавательных психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.

Особые условия проведения

Нет

Материально-техническая база

Тексты сказок, ноутбук, классическая музыка, канцтовары, песочные часы, волшебный мешочек с мелкими предметами, игровой материал, костюмы, ассоциативные карты «Мастерская сказок» Татьяны Зинкевич-Евстигнеевой, Александры Зинкевич, настольно-печатные игры, доска, куклы и др игровой инвентарь.

 

Стоимость

 

 В соответствии с постановлением администрации Ленинского городского округа Московской области от 31.08.2020 № 1630