Умный карандаш

Данная программа позволяет сформировать необходимую базу для полноценного и лёгкого овладения навыком письма в период школьного обучения. Программа предназначена для старших дошкольников, особое внимание занимают дети, у которых отмечается недостаточность моторных функций руки.

Основным содержанием занятий по развитию графомоторных функций является развитие мелкой мускулатуры и дифференцированности движений кистей и пальцев рук, т.е. формирование функциональной (физиологической) готовности к графической деятельности.

Программа реализуется во вторник с 15.15 до 15.45, 4 раза в месяц. В год - 28 занятий.

Стоимость услуги составляет 800 рублей в месяц.

 

преподаватели

Абаева Татьяна Васильевна

Содержание программы

Основным содержанием занятий по развитию графомоторных функций является развитие мелкой мускулатуры и дифференцированности движений кистей и пальцев рук, т.е. формирование функциональной (физиологической) готовности к графической деятельности.

Следует обращать внимание на правильность посадки за столом и выполнять сначала простые задания, постепенно усложняя их и увеличивая время занятия с 15 до 20 мин. После этого обязательно следует, сделать перерыв, во время которого можно выполнить пальчиковую гимнастику или упражнения на развитие предметных действий. Регулярные занятия с ребенком перед школой, обеспечат правильное и красивое письмо.

 

2.2. Этапы работы.

Этап первый: задания на оттачивание точных движений:

1. Прописывание «в воздухе» перед собой карандашом большие буквы, рисование фигур, линий и так далее.

2. Работа по трафаретам - обводка, составление узоров или картинок.

3. Штриховка нарисованных фигур или предметов. Линии штриховки  - вертикальные, горизонтальные, под наклоном. Линии прямые, волнистые, прерывистые (пунктирные), точками.

4. Соединение по точкам с числами контур рисунка. Можно опираться на помощь взрослого.

5. Обводка фигур по пунктиру. Сначала крупные, а потом более мелкие рисунки. Вырфботка точности движений.

6. Раскрашивание рисунков цветными карандашами. Начинать с несложных крупных картинок, переходя на более мелкие, с множеством деталей.

7. Различные задания с линейкой, - чертить линии (прямые, ломаные). Рисовать фигуры, дорогу для машины. Измерять длину отрезков и так далее.

8. Работа с копировальной бумагой.

9. Работа с лабиринтами.

Этап второй: тренировка наблюдательности, внимания к деталям и способности точно воспроизводить нужные элементы.

1. Копирование узоров, рисунков, дорисовывание картинок по средней линии.

2. Тренировка внимания к деталям. Игра «Что появилось?». Для этой игры ребенок закрывает глаза, а педагог дорисовывает одну деталь за один раз на картинке. Например, рисуем домик, добавляем трубу, дым, солнышко, дорогу, облако, цветочек, птичку и так далее. Дети находят и называют, что появилось на рисунке. Затем ведущим приглашают ребенка, который будет дорисовывать детали рисунка.

Игра «Повтори за мной». Педагог рисует любой узор, букет цветов или другую картинку. Дети наблюдают и повторяет на своем листе то же самое.

3. «Рисуем парочки». В этом задании взрослый просит малыша нарисовать два животных, предмета, растения и т. п., имеющих отличия. Это помогает ребенку сравнивать детали. Задания могут быть такими:

- нарисуй толстую змею и тонкую,

- нарисуй дом с одним окном, а другой – с двумя окнами

- нарисуй большой арбуз и маленький

- нарисуй длинный шарф и короткий и так далее.

Выполнение подобных заданий научит ребенка концентрировать внимание и поможет ему научиться, в будущем, правильно писать буквы и цифры.

Третий этап: учим ребенка ориентироваться на листе.

Ребенок, который берет в руки тетрадь, должен уметь свободно ориентироваться на листе, понимать такие термины, как «поля», «строка», «клетка»  и другие.

1. Знакомство с полями в тетради. (История, о том, что за полями живет вредная крыса, которая съедает те буквы, которые попадают за поля).

2. Знакомство со строки в тетради.

3. Знакомимся с клетками. (Закрашивать или обводить по одной клетке).

4. «Графические диктанты».

5. Узоры по клеткам.

6. Копирование букв.

Цели программы

Формирование у детей предпосылок, необходимых для осуществления учебной деятельности, которая требует развитой двигательной сферы (крупных и мелких движений), развитых внимания, памяти, пространственного восприятия, речи и мышления, волевых усилий, навыков планирования и самоконтроля (облегчение процесса овладения навыками рисования, письма и чтения; профилактика дислексии и дисграфии).

Результат программы

·        Сформированность умения соблюдать гигиенические правила письма (положение корпуса, руки, тетради, карандаша).

·        Сформированность навыка работы в тетрадях в мелкую клетку.

·        Сформированность умения обводить контуры сложных предметов с опорой на клетки.

·        Сформированность умения обводить и штриховать буквы алфавита. Использование разных видов штриховки в одном рисунке.

·        Развитие графомоторных навыков, плавности, точности, скоординированности движений рук.

Материально-техническая база

Занятия проходят в кабинете логопеда.

Примерный перечень оборудования и материалов для развития мелкой и общей моторики детей.

1.Картотека игр на координацию речи с движением по различным лексическим темам.

2.Картотека пальчиковых игр по различным лексическим темам.

1.     Массажеры Су-Джок

2.     Емкость с кинетическим песком

3.     Резиновые мячики с шипами

4.     Счетные палочки, цветные спички

5.     Катушки для наматывания ниток

6.     Объемные лабиринты

7.     Прищепки

8.     Крупные и мелкие бусы

10. Шнуровки, пособия для завязывания и развязывания узелков, застегивания и расстегивания пуговиц

11. Пазлы, мозаики, конструктор

12. Куклы для театрализованной деятельности

13.Трафареты.

14. Картотека заданий для развития графо-моторных навыков.

15.Картотека для выполнения графических диктантов

 

Примерный перечень игр и игровых упражнений по развитию мелкой моторики и ориентировки в пространстве.

Игры и игровые упражнения на формирование слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, зрительно-пространственных представлений: «Времена года», «Где такие?», «Запомни и найди», «Зверюшки на дорожках», «Ищи и находи», «Какого цвета нет?», «Картина», «Картинка», «Колокол-колокольчик», «Кто внимательный», «Кто где стоит», «Кто за кем пришел», «Лото», «Мастерская форм», «Найди и назови», «Найди клад», «О чем говорит улица?», «Обед для матрешек», «Позвони на том же месте», «Поймай меня», «Положи верно», «Построй ворота», «Прятки с игрушками», «Расставь по местам», «Собери букет», «Спрячь игрушку», «Телефон», «У кого такое?», «Угадайка», «Цвет и форма», «Цветик-семицветик», «Цветные дома», «Чего не стало?», «Что бывает такого цвета?», «Что досталось тебе, дружок?», «Что за чем звучало?», «Что изменилось?», «Что нарисовано?», «Чья это конура?» и др.

Игры и игровые упражнения на формирование общей, ручной и артикуляторной моторики: «Бочонок с водой», «В гости», «Волк», «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», «Двое разговаривают», «Домик», «Дружба», «Ежик», «Зайцы», «Замок», «Колокол», «Кот», «Кошки-мышки», «Кулак — кольцо», «Курочка — петушок», «Ладони на

столе», «Лакомка», «Ловкие пальцы», «Лодочка», «Лошадки», «На одной ножке вдоль дорожки», «Ножницы», «Пальчики здороваются», «Пассажиры в автобусе», «Паук», «По узенькой дорожке», «Подбрось-поймай», «Пожарники», «Птичка летит», «Птички», «Пчела», «Пять человечков», «Серсо», «Скакалка», «Солнечные лучи», «Спичечные коробки», «Топ-хлоп», «Флажок», «Часы», «Человечек» и др., а также специальные игровые комплексы артикуляторной гимнастики (для различных фонетических групп звуков).

Игры и игровые упражнения на формирование мыслительных операций: «Заборчик», «Исключи неподходящую картинку (слово)», «Назови одним словом», «Назови, какие бывают…», «Отгадай загадки, найди отгадку», «Подбери слова (простые аналогии)», «Последовательные картинки», «Путаница», «Разложи       и назови», «Составь картинку», «Составь фигуру», «Сравни», «Что здесь должно быть нарисовано» и др.

Игры и игровые упражнения на формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур: «Азбука Морзе», «Дятел», «Композитор», «Музыканты», «Ритмические загадки», «Ритмический диктант», «Ритмическое эхо»,«Телеграфист» и др.

Игры и игровые упражнения на формирование сенсорно-перцептивного уровня восприятия: «Волшебная страна», «Дразнилки», «Не ошибись», «Повтори, как я», «Телефон», «Эхо» и др.

 Литература.

1.     Киселёва Г.А. «Книжка-учишка».Альбом игровых упражнений для развития речи и графических навыков.

2.     Колесникова Е.В. « Тесты. Готов ли ваш ребёнок к школе? Мышление. Моторика», Москва, 1996.

3.     Крупенчук О.И. « Научите меня говорить правильно»,2005.

4.     Крупенчук О.И. Тренируем пальчики-развиваем речь. Подготовительная группа детского сада.

5.     Крушельницкая О.И « Вправо-влево,вверх-вниз».

6.     Подрезова И.А. « Школа умелого карандаша» перспективное планирование и конспекты занятий по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями, Москва, 2009.

7.     Прописи для дошколят. Подготовка к школе.

8.     «Послушный карандаш» папка для дошкольника.

9.     Нищева Н.В. « Система коррекционной работы в подготовительной группе для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи», СПб, 2000.

10. http://dohcolonoc.ru/kruzhkovaya-rabota.html?start=10

11. http://www.kindergenii.ru/grdiktant.htm

12. http://detsad-kitty.ru/index.php?do=search

Стоимость

800 руб. в месяц.