Радуга

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Радуга»   художественно-эстетической направленности (далее Программа) разработана индивидуально для Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 51 «Центр детства»  для детей в возрасте 6 – 7 лет с учетом авторской образовательной программы  «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М. Неменского и программы «Природа и художник» Т.А. Копцевой.

Программа по содержанию является художественно-эстетической; по функциональному предназначению - учебно-познавательной и прикладной; по форме организации - кружковой; по времени реализации – годичной.

Актуальность программы

В настоящее время, в  условиях реализации ФГОС ДО, возникает необходимость внедрения  в практику деятельности ДОУ новых подходов, обеспечивающих творческое развитие дошкольников. Основной особенностью программы  является разработка новых, отвечающим современным требованиям, методических подходов, форм, художественных  приемов обучения детей дошкольного возраста, стимулирование их творческой активности.

Направленность программы.

Предлагаемая программа по содержательной, тематической направленности является художественно-эстетической; по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме организации – групповой.

Адресат программы: дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Отличительные особенности программы.

Структурной особенностью Программы является тематическое планирование, основанное на практической творческой деятельности. Начальные задания направлены на развитие внимания, памяти, воображения. Дальнейшие задания учат детей создавать в творческих работах  выразительный художественный образ. Темы программы  разработаны с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, их интересов и увлечений. Программа имеет концентрический принцип построения. Каждая новая ступень вбирает в себя основное содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности.

Содержание программы корректируется с учетом субъектного опыта ребенка, его игровых интересов и предпочтений.

Новизна Программы состоит в том, что  в неё внесено много новых задач и игр по развитию воображения и цветового восприятия, композиции, новые нетрадиционные художественные техники  работы, приемы лепки из соленого теста и других пластических материалов.

преподаватели

Пугачева Марина Владимировна - воспитатель, высшая категория. Педагогический стаж - 34 года.

Образование: Профессиональная переподготовка. Педагог дополнительного образования - 506 часов.

Содержание программы

Освоение материала в изостудии в основном происходит в процессе практической творческой деятельности. Начальные задания направлены на развитие внимания, памяти, воображения. Дальнейшие задания учат детей замечать сходство в непохожих образах,  создавать свой выразительный образ.

Примерный алгоритм построения занятия  ИЗО  в кружке:

1. Интересное начало - точка удивления (методические игры-сказки).

2. Игры на систематизацию знаний  и развитие творческого воображения.

3. Мотивация к продуктивной деятельности - решение проблемных задач, ситуаций.

4. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация)

5. Выводы  детей на основе результатов. Рефлексия.

Обучаясь,  дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Содержание курса объединено в несколько тематических модулей, каждый из которых реализует свою творческую задачу. Темы модулей соответствуют одному из видов изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство.

Занятия спланированы таким образом, чтобы:

  • соответствовать основным положениям возрастной психологии в дошкольной педагогике;
  • обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку;
  • учесть интересы и предпочтения учащегося, его технические и изобразительные возможности;
  • сделать пребывание детей в кружке-студии позитивным,  познавательным и интересным.

Итоги и результаты освоения материалов Программы  можно подвести в конце каждого занятия в процессе просмотра выполненных работ, их обсуждения. А также в результате   организации тематических выставок детских работ, участия в творческих конкурсах разного уровня.

Цели программы

Цель программы:  формировать творческую  созидающую личность через изобразительное искусство.

Задачи программы:

Обучающие:

  • научить наблюдать и запоминать окружающую нас действительность, способность «смотреть и видеть»;
  • приобретать навыки работы с палитрой, гуашевыми и акварельными красками смешивать их до получения новых цветов и оттенков;
  • познакомить с основами композиции, цветоведения, элементарной художественной грамотой изобразительного искусства (форма предмета, пропорции, расположение на листе бумаги, цветовое решение);
  • сформировать умение передавать в рисунках сюжеты народных сказок, стихотворений, рассказов;

Развивающие:

  • развивать зрительную память, творческое воображение, фантазию;
  • развивать навыки работы с бумагой, глиной, пластическими материалами.

Воспитательные: 

  • создать комфортный психологический климат в новом коллективе единомышленников;
  • воспитывать эмоциональную чуткость, отзывчивость на добро и зло, умение видеть красоту природы и человека.

Результат программы

       Специфика дошкольного детства не позволяет требовать от ребёнка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

       Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально - нормативные возраст­ные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.

Особые условия проведения

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребёнок проявляет творческую инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
     стремится к самовыражению в художественном творчестве;
  • активно сотрудничает  со сверстниками и взрослыми, создавая коллективные продукты творческой деятельности;
  • обладает развитым воображением, создавая и реализуя художественно-творческие замыслы;
  • обладает развитой крупной и мелкой моторикой руки, владеет различными техниками художественной деятельности;
  • умеет подбирать средства и способы для создания творческого замысла;
  • проявляет любознательность, склонен наблюдать и экспериментировать;
  • всегда охотно принимает участие, сам проявляет инициативу в различных проектах, предлагает идеи для новых проектов.

Материально-техническая база

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание Программы, предполагают наличие:

  • специального учебного кабинета;
  • мультимедийной установки;
  • ноутбука для педагога;
  • магнитной доски и магнитных игр и пособий;
  • учебных презентаций;
  • мольбертов;
  • аудио и видеоматериалов, знакомящих детей с явлениями природы, жизнью животных и растений.

Для занятий по Программе необходимы следующие средства и материалы:

  • художественные материалы: акварель, гуашь, масляная и сухая  пастель, фломастеры, простой и цветные карандаши, палитры, кисти для рисования №7, 3,  ватман, акварельная бумага, бумага для пастели, цветной картон и бумага
  • пластические материалы: пластилин, глина, тесто;
  • ножницы;
  • клеящий карандаш, клей ПВА.

Стоимость

300 руб. в месяц.