"Избранные вопросы биологии" (10-11 классы)

Программа курса предполагает актуализацию знаний, полученных в основной школе. Направлена на формирование целостной и всесторонней картины органической природы.

Программа разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными положениями концепции профильного обучения, предполагает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент, распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка); проведение практических работ и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в кабинете биологии, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни

преподаватели

Баева Елена Гавриловна, учитель биологии (высшая категория)

Содержание программы

Тема 1. Строение клетки (4 часа)

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции. Строение и функции хромосом.

Тема 2. Химический состав клетки (3 часа)

Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества и их роль в клетке.

Тема 3. Обмен веществ. Реализация наследственной информации (4 часа)

Обмен веществ и превращения энергии — свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.

ДНК — носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.

 

Тема 4. Размножение и онтогенез (3 часа)

Размножение — свойство организмов. Деление клетки — основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.

Тема 5. Онтогенез (3 часа)

Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов.

Тема 6. Формы жизни (2 часа)

Клетки про- и эукариот. Сходство и различия. Неклеточные формы жизни.

Вирусы. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний.

Тема 7. Генетика (7 часов)

Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель — основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

Тема 8. Генетика человека (4 часа)

Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование.

Тема 9. Наследственные заболевания (2 часа)

Наследственные болезни человека, их причины и профилактика

Цели программы

Углубление и расширение знаний учащихся в области биологии; подготовка учащихся к поступлению в учебные заведения биологического, медицинского, ветеринарного профиля

Результат программы

Основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом обучающимися 10 - 11 классов:

перечислять основные свойства живой материи и методы ее изучения;
характеризовать уровни организации жизни: молекулярный, клеточный, организменный, их характеристики;
знать строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных, вирусов;
определять  этапы деления клетки, указывать значимые признаки;
объяснять роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;
называть особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов;
уметь выявлять основные компоненты каждого уровня жизни; раскрывать содержание основных биологических понятий и терминов;
сравнивать строение и функции клеток растений и животных и человека;
делать выводы о клеточном строении организмов всех царств живой природы; о родстве и единстве органического мира; об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных;
пользоваться научно-популярной и периодической литературой; самостоятельно работать со всеми компонентами учебника и другими источниками информации;
·         объяснять изученные биологические явления и процессы, раскрывать их устойчивые существенные связи как внутренние, так и внешние;

·         давать оценку изученных биологических объектов и процессов, то есть высказывать суждения об их ценности, уровне или назначении;

·         исследовать реальные связи и зависимости;

·         отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации;

·         передавать содержание информации адекватно поставленной цели: сжато, полно, выборочно:

·         владеть основными видами публичных выступлений: высказывание, монолог, дискуссия;

·         следовать этическим нормам и правилам ведения диалога.

Материально-техническая база

Сеть ИНТЕРНЕТ,

Ноутбук,

Колонки,

Магнитофон,

Проектор